Многие изучают историю успеха «Найка», «Эппл» или «Алибабы», анализируют их трудные ситуации и конфликты, чтобы на этом опыте построить свой успешный проект. Но мало, кто обращается к отечественным примерам, прогремевшим на весь мир.
РСДРП - Российская социал-демократическая рабочая партия. Первая политическая организация, которая решила взглянуть на жизнь России под углом взглядов Карла Маркса. Ее история и идеалогия кажутся монолитными и однотонными, как будто зародвишись в конце XIX века, она на ленинских двигателях долетела до 1991 года и неожиданно врезалась в скалу дефицита. На самом деле партию всегда раздирали конфликты и трения, особенно на этапе становления. Каждый съезд упирался в острые вопросы, которые своим тонким ребром разрезали всю организацию на части. Каждый раз они вставали на распутье и могли свернуть в совершенно другую сторону, а накал споров мог доходить до кипящего уровня родительских чатов современности.
Хотите покрасить подъезд, но половина жителей против? Дети хотят новогоднюю елку в стиле спайдермена, а учителя - в стиле Морозко? На работе спорят, чем лучше заряжать в кофейный автомат? Как из подобных ситуаций выходили создатели советского государства, и о чем они вообще могли спорить, если все делалось на немецкие деньги и по планам немецкого генштаба? Это мы и разберем.
Откуда повылезали революционеры?
В конце XIXв. российская интеллигенция активно пропитывается революционной идеей, которая то сильно, то слабо витала в отечественном воздухе уже давно (декабристы, петрашевцы, народовольцы и пр.). Развивались разные мысли и течения: народничество, марксизм, либерализм, анархизм и давящий эти брожения консерватизм. Но весь этот винегрет и разнобой постепенно стал организовываться: идейные и беспокойные граждане все чаще собирались в полуподвалах и квартирах, где формировались «кружки» - клубы по интересам, которые совместно изучали любимое направление. Кого-то привлекала романтика подпольных сходок, кому-то нравилось общение на острые темы, кто-то просто хотел пострелять, повзрывать, пощекотать свои нервы и привлечь энергичных мадемуазелей. Если сейчас за бокалом пенного народ обсуждает трансферную политику Барселоны или последний сезон «Карточного домика», то тогда среди тем могла быть черта оседлости, Морозовская стачка или главы романа «Братья Карамазовы».
Одновременно с этим росли промышленость империи, богатство и влияние бизнесменов, а также борзота наемных рабочих, которые начали качать права по примеру западных коллег. Не всем нравился рабочий день по 12-14 часов (или 10-часовой для детей), отсутствие выплат за полученные на производстве травмы, лютые штрафы за мелкие косяки, антисанитария, да и вообще – пора бы повысить зарплату. Из всего этого в России медленно складывались новые силы, которые хотели перемен.
Политическая обстановка напоминала трассу, где движение тормозила пенсионерская развалюха, нагруженная хламом для дачи и с собакой на заднем сиденье. Она ехала 40 км/час и перегораживала путь для вереницы автомобилей с молодыми ребятами, которые уже мигали дальним светом из-за спины. Но двойную сплошную пока никто не пересекал, мысль обгона только-только назревала...
Время первых.
В 1883 году 27-летний Георгий Плеханов находится в Швейцарии, где создает первую российскую организацию, которая смотрит на мир глазами Карла Маркса. Она получила название «Освобождение труда». Заразившись новыми идеями на тлетворном западе, Георгий Валентинович заносил их в Российскую империю: группа Плеханова переводила труды Маркса и Энгельса на русский язык и, соответственно, издавала их. Началось распространение нового веяния - «социал-демократии», которое десять лет просто обсуждалось в несвязанных между собой кружках. Самое интересное, что они даже с рабочими особо не общались.
Первое заметное взаимодействие теоретиков и практиков наладил самарский юрист Владимир Ульянов. Он помогал просвещать темных рабочих в Санкт-Петербурге в районе Невской заставы (ст. метро «Елизаровская»). В 1895 году 25-летний Владимир Ильич организовывает социал-демократическую бригаду «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В отличие от остальных кружков, у них были серьезные выходы на многие фабрики столицы.
Эти ребята подсоединили около 20 разрозненных кружков к единому центру и начали активно агитировать рабочих, чтобы забастовки становились более эффективными. Естественно, такие вопиющие действия против свободного бизнеса привлекали полицию: в течение двух лет почти всех умников выловили и упаковали по тюрьмам. «Союз борьбы» был разгромлен.
Каков промежуточный итог? В мае 1896 года в столице империи происходит забастовка ткачей, которая охватила несколько фабрик и около 30 000 человек. Зачинщиками были рабочие Российской бумагопрядильной мануфактуры на Обводном канале. В результате, впервые в истории России рабочий день был законодательно ограничен: больше 11,5 часов работать стало нельзя! От черновых конспектов Плеханова до смены строчек в официальном законе страны прошло 13 лет.
Первый съезд РСДРП. Минск (1898).
Рабочее движение росло и ширилось. Появлялись даже легальные марксисты, потому что это было модно. Они печатались в царских газетах и призывали к культурному развитию производства, без всяких там революций. Но неуемные и радикальные еще оставались на плаву. Например в западных областях поднимал голову «Бунд» - еврейский союз ремесленников и рабочих, который организовывал забастовки в Польше, Литве и Белоруссии.
Не смотря на различные трудности в прохладном марте 1898 года, Минск стал местом зарождения новой политической партии. В обычном деревянном доме на Захарьевской улице ее основали представители из Петербурга, Москвы, Киева, Екатеринослава, а также из Бунда. Всего девять человек. Эти граждане успели создать ЦК (Центральный комитет) и выпустить свой первый документ - «Манифест» - автором которого был Петр Струве. Но политические сыщики тоже не дремали, и всех отцов-основателей быстро выловили и пересажали.
Фактически партия не была создана – никаких объединительных процессов не проводилось: не было создано единого центра управления, не было программы действий, не было устава и правил работы. Разброд и шатание в отдельных ячейках увеличивалось, некоторые даже думали, да зачем вообще нужна единая партия, когда и так все нормально. Но не смотря на преследования власти и невозможность договориться между собой, первый съезд Российской социал-демократической рабочей партии официально состоялся. Магазин открыли, но с пустыми прилавками, т.к. еще не могли определиться, а что же будем продавать - апельсины или носки.
Обратите внимание, как работала полиция. Без современных средств слежки и контроля нейтрализовывались любые подозрительные собрания и раскрывались самые широкие сети. Действия правоохранительных органов были настолько мощными, что в Российской империи стало невозможно собираться мутным типам и обсуждать антигосударственные мысли. В различные организации проникало все больше кротов, а дальнейшие сходки революционеров были надолго вытесенены за границу.
Правительство повело 1:0, но проигравшие и не думали сдаваться. Владимир Ульянов уже разрабатывал новые принципы построения партии, Георгий Плеханов укреплял связи за границей, чтобы готовить следующий съезд, а Петр Струве продолжал работать в легальном поле...