Кажется, куда ни взгляни в Старой Москве, попадешь в какую-нибудь из слобод. Так и здесь, рядом с Екатерининским дворцом, где сейчас проходит Солдатская улица, некогда располагалась одноименная Солдатская слобода. Видимо, все с тех же времен, когда молодой император Павел Первый, вместо того чтобы поселиться в только что отстроенной резиденции своей безвременно почившей матушки Екатерины Великой, отдал дворец под казармы.
Да и все вокруг так или иначе носит печать воинской службы. Красные казармы, Военная Гошпиталь, военно-фельдшерская школа для курсантов, Вдовий дом для вдов и сирот погибших в русско-турецких войнах бойцов…
И вот этот храм на нынешней Солдатской улице стоит на месте старинной деревянной церкви, построенной для солдат полка «нового строя». А мы помним из одной из предыдущих статей, что центром любой московской слободы всегда был храм. Слобода – это как бы село или сельцо, обитатели которого собирались не иначе как по профессиональному признаку.
…Итак, к храму
Когда-то на месте современного каменного храма Петра и Павла стояла древняя деревянная церковь. Правда была она не Петропавловской, а освященной в честь Николая, Мирликийского Чудотворца, и строилась во времена Михаила Федоровича Романова в начале семнадцатого века. Хотя другие источники утверждают, что она была построена лет на двадцать или тридцать раньше.
Церковь та имела два придела – великомученицы Ирины и апостолов Петра и Павла.
Вскоре в Москву начали стягиваться всевозможные заграничные мастера на все руки – немые или немцы, как их называли за то, что те в большинстве своем не желали учить язык «этих отсталых русских» или учили его весьма медленно. В результате во второй половине семнадцатого века поблизости от этих мест образовалась Немецкая слобода, где приезжим иностранцам было разрешено и велено селиться.
Одним из иностранцев был некто швейцарец Франц Лефорт, который сильно сдружился с Петром Первым и даже поступил на службу в русскую армию, получив в командование целый полк, расквартированный как раз в этом районе. И вот для солдат этого полка и была в 1698 году построена новая церковь на месте обветшавшей Никольской. Тоже деревянная.
Есть мнение, что Лефорт желал построить каменный храм, но не успел, так как скончался спустя год, в 1699-м. Его мечту исполнил в 1711 году сам государь Петр Первый. При этом новый каменный храм был выстроен не только как дом молитвы для военного люда, но и в память о царском друге. И освятили этот храм уже не Никольским, а Петропавловским – так как апостол Петр являлся небесным покровителем государя.
Говорят даже, что Петр Великий собственноручно принимал участие в отделке южного входа этого храма. Недаром государь славился не только как великий правитель и создатель Военно-морского флота России, но и как мастер на все руки, владевший многими ремеслами, в том числе и строительным.
…Храм, которому повезло
Петропавловской церкви в Лефортове везло. Говорят, за триста с лишним лет своего существования она закрывалась всего единожды, и то ненадолго. Вероятнее всего это произошло во время эпидемии чумы 1771 года, когда московский архиепископ Амвросий провозгласил самоизоляцию и запрет на посещение массовых богослужебных мероприятий, а особенно посещение чудотворной Боголюбской иконы Божьей Матери над Варварскими воротами Китай-города, которая собирала особенное множество паломников, ищущих исцеления. Но это совсем другая история.
Наполеон, когда вошел в храм Петра и Павла, удивился множеству святынь, хранящемуся в нем, и приказал своим солдатам не прикасаться к этому дому Божьему.
Не закрывался храм даже во времена гонений при советской власти. Непостижимым, чудесным образом не было разграблено и сохранилось нетронутым внутреннее убранство восемнадцатого века. Благодаря этому здесь можно увидеть многие иконы из закрытых и уничтоженных московских церквей (10 фото ).
Замечательны две фрески, расположенные в притворе храма – двенадцатилетний мальчик Иисус, беседующий с учителями в храме, и бедная вдова, кладущая в сокровищницу две лепты. И конечно, прекрасна роспись купола и другие росписи!
Кстати, вы заметили, что к тем росписям, которые иллюстрируют конкретные библейские сюжеты, в подписях к фото я добавляю тексты мест Писания, к ним относящиеся? Обращайте на них внимание! Без этих мест Писания рассказ не будет полным.
А сама церковь до сих пор имеет большое значение и является точкой притяжения для верующих военнослужащих близлежащих казарм.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!