Который открылся вчера в столице и продлится до 5 декабря 2022 года.
«Снимать кино и создавать смыслы — наша работа», — сказал в ходе открытия фестиваля режиссёр Алексей Федорченко, словно отвечая тем потенциальным оппонентам, которые, возможно, захотят упрекнуть его и прочих участников в несвоевременности и неуместности такого события в настоящих условиях.
А наша (зрителей и кинообозревателей) работа, — возьму я на себя смелость продолжить мысль мастера, — смотреть это кино и открывать заложенные в нём смыслы. И никогда ни та, ни другая не утратят своей ценности и значимости.
Если, конечно, речь идёт не о развлекательном кино, не о кино для отдыха. Которое, поймите меня правильно, я нисколько не принижаю, оно тоже имеет право на существование и решает свои, достаточно важные задачи. Просто работа со смыслами подразумевает наличие серьёзного материала, актуальной проблематики, глубокого содержания. А именно это и отличает картины, отбираемые ежегодно на «Московскую премьеру».
Например, документальную ленту «Монета страны Малави» (Россия, режиссёр Алексей Федорченко), которой открылся кинофестиваль в этом году. Фильм посвящён восприятию личности Василия Шукшина в XXI веке, причём, не только на родине писателя.
Или антивоенную притчу «Призрачно-белый» (Россия, режиссёр Мария Игнатенко), которая стала участником Международного кинофестиваля в Роттердаме 2022 года, а на «Московской премьере» будет демонстрироваться в программе авангардного кино «Русское поле экспериментов».
Главный герой этого фильма — деревенский дурачок Марис — устраивается на военную службу и попадает в «мир войны», где преступления становятся обыденностью. Для всех, кто в будущем встретит имя Мариса в архиве, он останется убийцей, независимо от того, убивал ли он. С него будут стёрты все черты, кроме одной: он виновен. Есть ли способ вернуть себя, размышляют создатели картины.
В ретроспективной программе «Кино за 20 лет» можно — и нужно! — будет пересмотреть лучший российский фильм первого десятилетия XXI века (по итогам голосования киножурналистов, состоявшегося в 2012 году) — «Шапито-шоу» (Россия, режиссёр Сергей Лобан). Любовь, дружба, уважение и сотрудничество — части, из которых состоит это почти четырёхчасовое мега-кинополотно.
Три упомянутые картины — лидеры моего личного рейтинга. А вообще в этих и других внеконкурсных программах фестиваля («Гала-премьеры», «Кино от председателя», «Дружба народов») собраны многие выдающиеся картины: «Дорога в никуда» (Узбекистан, режиссёр Камара Камалова), «Огонь» (Казахстан, режиссёр Айжан Касымбекова), «Лето 1989» (Беларусь, режиссёр Владимир Козлов), трилогия «Безопасный регион» (2019), «Частная жизнь Игоря Николаевича» (2020), «Наводка» (2021), сделанная в традиции нового экранного направления «пост-док» (Россия, режиссёр Вячеслав Фёдоров).
Основной конкурс состоит из восьми полнометражных и 22 короткометражных фильмов, созданных кинематографистами Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, России, Таджикистана, Узбекистана. Мировые премьеры многих фильмов состоялись на крупнейших кинофестивалях Европы и Азии.
Фильмом закрытия станет лауреат кинофестивалей в Каннах и Локарно — короткометражная артхаусная драма «Последний сеанс» (Кыргызстан – Казахстан, режиссёр Дарежан Омирбаев). О пропасти, отделяющей мир искусства от обычной жизни.
Всего же в фестивале заявлены около 120 участников из 11 стран.
«Организовать кинофестиваль стран бывшего СССР в год его — СССР — 100-летия стало для нас особым вызовом, — сказал в ходе церемонии открытия художественный руководитель фестиваля, член Российской академии кинематографических искусств «Ника», лауреат премии Москвы Вячеслав Шмыров. — Но мы не будет делать на этом акцента. Наша цель — помнить и развивать наше общее культурное и кинематографическое пространство».
Почётные награды были вручены классикам многонационального кино — кинорежиссёрам Камаре Камаловой (Узбекистан) и Вячеславу Никифорову (Беларусь). Председатель жюри конкурса полнометражных фильмов, кинорежиссёр Лариса Садилова и председатель жюри конкурса короткометражных фильмов, кинорежиссёр Шарофат Арабова представили зрителям свои команды.
На протяжении почти всей церемонии открытия меня не покидало странное чувство. Особенно сильным оно было в начале: пустой Домжур, холодный, не отапливаемый за ненадобностью большой зал, зрители, не снимающие из-за этого верхнюю одежду и головные уборы, тихие интеллигентные разговоры, долгое, но спокойное ожидание начала…
Полное ощущение, что мы совершили скачок в пространстве и времени. И находимся в некоем осаждённом городе, жители которого, несмотря на блокаду, пришли в консерваторию послушать классическую музыку. Дороги в этом городе по понятным причинам часто бывают перекрыты, поэтому музыканты задерживаются. Но зрители не ропщут, они понимают…
Когда же все участники прибыли, в зале не хватило свободных мест. А простые и искренние слова выступавших быстро согрели всех присутствовавших.
Мне почему-то кажется, что точно такой же эффект будет и от представленных в программе кинофестиваля фильмов. Проверьте. Полный список и расписание показов можно узнать на официальном сайте фестиваля mpfest.ru.
Вероника Милославская
Фото автора
P. S. Такое же ощущение мрака и озноба сопровождало меня и на просмотрах фильмов 43-го Московского международного кинофестиваля, состоявшегося в апреле 2021 года. Там-то отчего? Может, предчувствие? Не моё — лично я ни в коей мере не претендую на роль прорицателя. Тогда чьё? Возможно, ответ вы найдёте в моём обзоре того ММКФ. Названном, кстати, всё же весьма пророчески — «Холодная весна 43-го».