Он член "Клуба 27", Его картины стоят миллионы долларов: Роман с Мадонной, Дружба с Энди Уорхолом. До появления Бэнкси он является символом успеха для уличных художников, мечтающих о карьере в большом мире искусства. Картины Баския - наполнены яростью борьбы с рутиной и попыткой найти невидимую душу, придав ей форму в повседневности жизни. Всё это больше похоже на житие кумира, но это не поможет понять секрет творчества этого художника. Нам не нужна овеянная легендами личность Баскии. Напротив, нам необходимо попробовать взглянуть под другим углом на привычное.
Его мастерство, можно даже сказать, дар художника - разъяснять мир на сознательно ломанном языке. Ведь большая часть реальности для него неописуема. Знакома и осмысленна - да, но тем не менее, неописуема. Он стремился найти язык, на котором смог бы передать невидимую часть реальности, сделать её осязаемой.
Картина "Мальчик и собака у пожарного гидранта" - это плоскость, наполненная брызгами радости, ярости и веселья. Жаркий, ушудшливый летний день и мальчик с собакой наслаждаются брызгами холодной воды из гидранта. И хотя персонажи четко прорисованы, их облик невыделяем, так как из него изъято всё, что требуется для документальной реальности. Скучной реальности. Они свободны и будто воспарили. Нам видна лишь их оболочка.
Полотно "аукцион рабов" Многослойный манифест. К полотну прикреплены 14 листков бумаги. На них сознательно грубо нарисованы варианты искаженного лица мужчины. Это и есть рабы. Темно-синий силуэт справа - это аукционист. Он совершенно безлик, так как в данном случае он функция. Любой работорговец лишь бездушная функция, стирающая индивидуальность рабов. Слева, на таком же темно-синем фоне, нарисован череп, а над ним, тем же цветом, что и череп, символ нимба. Вероятно, это отсылка к Христу, или непосредственное обращение с требованием обратить вниманию на проблему.
Баския жаждал признания. Да, большая часть реальности невидима, и он искал к ключи, к её открытию, её осязанию. Но та реальность, что конкретна и осязаема каждому - материальна. Художник признаёт материальную сторону и потому требует равенства с гениями авангарда. Его "Автопортрет" 1984 являет собой требование на независимость от заказчика и чисто ремесленных вопросов. Он против консерватизма и тривиальных форм. Его требование агрессивно, он скалится на зрителя, подчеркивая сопротивление тривиальности. Надо сказать, что Баския своего добился: его очень часто называют "черным Пикассо".
Картина "Верхом на смерти" - может сперва показаться победой над неизбежным. Всё об этом: смерть на четвереньках, а человек на ней верхом. Но нет. Фигура человека срастается со смертью. Её белые линии соединяются с телом человека. Они растворяются в золотом фоне. исчезая вместе, смерть забирает его в небытие. Это одна из последних работ художника.
Этим художникам суждено было найти точки соприкосновения. И дело тут не в негативным отношении критиков к обоим и тотальным непониманием их работ на выставках у общественности, даже не в стремлении приобрести звездный статус и признание в кругах знаменитостей. Оба любили общество потребления, воспевали его и одновременно презирали. Дело в том, что они понимали неизбежность своей вовлеченности в мир комфорта, и именно эта слабость объединила их. Надменные перфомансы, где Уорхол раскрашивал контуры предметов, спроецированные на холст диапроектором, Баския, затем экспрессивно лепил слой за слоем. Воспевание мебели, как основы наслаждения, заключенного в четко обозначенные рамки (контуры). Смерть Уорхола в 1987 году, Баския перенес крайне тяжело и погрузился в депрессию, которая и стала одной из причин его ранней кончины от передозировки героина.
Когда вы сталкиваетесь с его творчеством, то это имеет мало отношения к Высокой Культуре. Баския требует от зрителя быть здесь и сейчас, забыв о до и после. Иронично, что многие критики не сразу смогли видеть его искусство. Искусство, понятное простым людям, выросших в бедных районов. Ведь Баския говорит с вами, эмоциями и не хочет вступать в словесный диалог. Он, вообще, не любит слов, потому что словами мир не объяснить.