В последнем выпуске я рассказывал о знаменитом «Деле Бейлиса». О неоправданно осужденном еврее. Если кратко, его обвиняли в убийстве 13-летнего киевлянина Андрея Ющинского. Делу даже приписали религиозную подоплеку. Якобы его зверски убили ради кровавого жертвоприношения на еврейскую пасху. Обязательно послушайте этот эпизод, чтобы узнать чем же все закончсилось. К тому же в выпуске, по традиции, собрано множество дневников свидетелей тех лет, их прочли ведущие подкаста «Дневники Лоры Палны».
В этой статье я расскажу о других крупных сфабрикованных против евреев делах.
Дело Дрейфуса
В конце XIX века в Европе уже начинала развиваться международная шпиономания. В 1894 году майор французской армии Мари Шарль Фердинанд Вальсен Эстерхази решил ради выгоды сотрудничать с немецким послом и передавать военные тайны. Однако через агента французская спецслужба узнала о существовании предателя. В кабинете немецкого посла в мусорной корзине нашли письмо без подписи, где уточняются сведения об «изделии», которое собираются изготавливать во Франции.
Но первые подозрения пали на на капитана французской артиллерии Альфреда Дрейфуса, из-за сходства почерков. 15 октября он был арестован, ему предъявили обвинение в сговоре с врагом. Через пятнадцать дней газета антисемитского толка «Либр Пароль» триумфально объявляет его «изменником». В том же году над ним состоялся суд, его лишили всех чинов и сослали на Чертов остров.
Но время шло Эстерхази продолжал сотрудничать с Германией. Однако немцы начинают не доверять предателю и начинают задумываться о намеренной дезинформации. Для того, чтобы разрешить это сомнение, Шварцкоппен делает вид, словно не отдает себе отчета в том, что черновики его корреспонденции перехватывают, и оставляет в корзине для мусора клочок, который позднее назовут письмом, посланным пневматической почтой: документ, на котором указаны имя и адрес майора Эстерхази. Немецкий военный атташе рассуждал следующим образом: если Эстерхази на самом деле предатель, то французская разведка сразу же арестует его, и в том не будет большой беды, потому что качество его сведений стало почти равным нулю. Если же Эстерхази двойной агент французской разведки, можно ручаться, что он будет продолжать упрямо искать контакты с германским посольством.
И этот документ действительно попал к французским разведчикам. В это время там сменился руководитель и именно он настаивает на пересмотре дела Дрейфуса. Он находит практически неопровержимые доказательства невиновности бывшего капитана артиллерии. Франция разделилась на два лагеря, а Пикара принуждают уйти из армии, однако он и далее продолжает выступать в защиту Дрейфуса и обвиняет настоящего предателя Эстерхази. Вскоре Пикара арестовали по обвинению в нелегальной передаче документов и отправили в знаменитую парижскую тюрьму Санте. За невиновного даже вступил писатель Эмиль Золя (французский аналог Короленко). Он написал знаменитый текст «Я обвиняю».
В 1906 году дело пересмотрели, Дрейфуса оправдали. все обвинения с него были сняты, и он был восстановлен в армии и в 1918 году награждён орденом Почётного легиона. Но нужно сказать почему это дело можно назвать антисемитским. Все потому, что в те времена в Европе росла нетерпимость к евреям, поэтому в данном случае власти нашли козла отпущения еще и с возможностью обвинить еврея. По существу все это было лишь поводом для наступления монархических элементов против республики. Контрреволюция и здесь оперировала с подложными документами.
Дамасское дело
Кровавый навет в качестве мотива преступления использовали не только в деле Бейлиса. В феврале 1840 года на острове сардинии пропал монах отец Тома. Капуцины распространили слух, будто пропавшие убиты евреями с целью использования их крови для выпечки мацы. Поскольку католики Сирии находились под официальным покровительством Франции, расследование должно было производиться французским консулом, Ратти-Ментоном. Он решил использовать этот кровавый навет для укрепления позиций Франции на Ближнем Востоке, а монахи — для усиления французского влияния на христианские общинные учреждения Сирии. Дамасский губернатор принял сторону консула и монахов и потребовал от евреев найти пропавших в течение трех дней.
Из-за этого начались страшные нападки на евреев. Некоторых бедняг даже ложно обвинили и казнили. Власти Дамаска объявили это признание и якобы обнаруженные останки жертв бесспорным доказательством вины евреев в двойном убийстве. Последовала новая серия арестов и жестоких пыток, дошедшая до того, что 63 еврейских ребёнка были взяты в заложники с целью выпытать у их родителей место, где спрятана кровь жертв. Христианские и мусульманские толпы фанатиков нападали на еврейские общины по всему Ближнему Востоку.
После такого во многих странах мира еврейские общины бунтовали и требовали власти своих стран настоять на объективном расследовании. Результатом было обеспечение безоговорочного освобождения и признания невиновными девятерых оставшихся в живых заключённых (из тринадцати). В качестве компромисса, была принята формулировка «за отсутствием состава преступления», а не «помилованы правителем». Но именно это событие и породило волну антисемитизма в Европе. Вот, что писал американский историк Даниэль Пайпс:
…в действительности, Дамаское дело имело ужасающие последствия в Европе, где оно вызвало страшные преследования евреев, наиболее масштабные за все годы. Евреи были совершенно не подготовлены к бедствиям, которые им пришлось пережить, но вынесли из этой трагедии, что им надо организовать своё лобби и новое движение еврейской солидарности, положивших основу будущим еврейским организациям.
Дело Лео Франка
Продолжим проводить параллели с историей смерти Андрея Ющинского. На этот раз в США в 1913 году еврея Лео Макса Франка обвинили в изнасиловании и убийстве 13 летней Мэри Феган. Прямых улик против него не нашли, а показания полицейских изобиловали неточностями. Тем не менее 29-летнего Франка признали виновным. Решающими для судьи оказались показания единственного свидетеля, чернокожего рабочего Джима Конли. Кстати сейчас многие историки полагают, что именно он и был убийцей.
Суд назначил обвиняемому смертную казнь. Но позже в обществе поднялись недовольства. И главе штата Джорджия пришлось заменить ее на пожизненное заключение. Но и это не спасло ситуацию. Недовольные жители решили выкрасть Лео Франка и устроить самосуд. В итоге его повесили в 1915 году. Некоторые источники полагают, что дело имело антисемитскую подоплёку, поскольку Лео Франк был верующим иудеем. По словам сотрудницы музея еврейской истории в Атланте Сандры Берман, многие члены еврейской общины Джорджии решили покинуть штат, переехать в другие регионы страны.
Если вам понравилась статья, обязательно ставьте лайк, пишите свое мнение в комментариях и подписывайтесь на канал и подкаст «В дневнике написано».