Новосибирский детский сад в 2011 году рассматривала вся страна: замок с башенками словно из мультфильмов Диснея появился посреди Центрального района. Но невероятнее был даже не внешний вид. Садик построили на частные деньги и подарили городу. А меценатами, вложившими в это дело 117 миллионов рублей, оказались с виду скромные старики: Николай и Зоя Ровбели. Как пожилые люди стали олигархами и что произошло в итоге с детским садом - в нашем материале.
КТО ТАКИЕ РОВБЕЛИ
Откуда деньги на садик у пенсионеров? Этим вопросом 11 лет назад задавалась вся страна. Ответ на него трагичен: пожилые родители получили наследство после смерти сына-бизнесмена Сергея Ровбеля. У того не было ни жены, ни детей, но было дело всей жизни - он занимался тоннелестроением. И вот предприниматель скоропостижно скончался (ему было всего 56 лет), а на его престарелых родителей свалилось баснословное богатство - 200 миллионов евро и 200 миллионов долларов. И это еще не считая акций, недвижимости...
- Мой сын эти деньги за-ра-бо-тал! И на БАМе работал, и на Дальнем Востоке - тоннели копал. А потом бизнесом занимался. Не знаю уж там каким, - отвечал в интервью КП-Новосибирск Николай Фомич Ровбель на вопрос о том, откуда такие деньжищи. - Надо уметь ра-бо-тать!
56-летний предприниматель был акционером таких компаний, как «Бамтоннельстрой» и «Амуринвестстрой». Сергей Ровбель же стал инициатором и организатором создания подразделений ОАО «БТС» на Северном Кавказе, в том числе Южной горностроительной компании. Так что деньги на счетах остались большие. А когда родители попытались их снять, направленный в Москву юрист семьи инсценировал собственное ограбление и закопал мешки с миллионами. Однако его быстро раскусили, а деньги старикам в итоге вернули. И те, не дождавшись внуков и доживая последние годы своей жизни, решили часть наследства потратить на благотворительность - построить городу детский садик. Вернее, реконструировать старый убитый детский сад № 421.
ДЕДУШКА С ТРОСТОЧКОЙ
Заведующая детсадом Татьяна Пашкович признается: сначала даже не поверила, что именно с ее садиком случится эта необыкновенная история.
- Помню первую встречу с Николаем Фомичом. Июль 2009 года, я была в отпуске, но заехала в детский сад подписать документы. Увидела на территории пожилого мужчину с тросточкой, подошла к нему, спросила: «А вы здесь рядом живете?» Он ответил: «Нет». Я подумала, что этот дедушка, наверное, ищет хороший детский сад для своего внука. На улице было жарко, я предложила ему присесть на скамеечку в теньке, а сама зашла в садик, - рассказала КП-Новосибирск Татьяна Пашкович. - Спустя две недели я опять увидела этого же дедушку, спросила: «Вы снова к нам?» И тогда уже он представился, сказал, что зовут его Николай Фомич Ровбель и он хочет поговорить с заведующей. Я сказала, что это я. Он строго оглядел меня и спросил: «А почему у вас чисто, но бедновато?» Я ответила, что делаем все возможное на те деньги, что нам выделяют. Он спросил: «Как вы отнесетесь к тому, что частное лицо вложит деньги в детский сад?» Я в эти слова особо не поверила: это была сказка какая-то - ну кто бы отдал 117 миллионов рублей! Столько стоила реконструкция. Но я сказала ему, кто нас курирует в департаменте образования мэрии. Так и попрощались.
Пожилой посетитель ушел, а примерно через час заведующей позвонили из районной администрации.
- Спросили, в детском саду ли я, и сказали, что скоро приедут, а мой отпуск закончен, - вспоминает Татьяна Васильевна. - Примерно через два часа к нам приехало руководство администрации, архитекторы. Стали смотреть планы детсада, спросили: «Вы знаете, кто к вам приходил?» Я говорю: «Какой-то пенсионер». Я понятия не имела, что Николай Фомич унаследовал после смерти сына такие деньги.
Николай Фомич позже расспросил заведующую, что нужно детскому саду.
- Мы всегда мечтали, чтобы у нас в садике был бассейн: плавание очень полезно для детей. А еще отдельный спортзал, не совмещенный с музыкальным, чтобы ребятишкам было удобнее заниматься, - говорит Татьяна Васильевна. - Была задумка открыть в новом корпусе четыре дополнительные группы и расположить здание так, чтобы из космоса он выглядел как буквы Н и Г - надежда на гениев. С Николаем Фомичом мы созванивались каждое утро - у нас была своего рода планерка, и я докладывала, что сделано. У него голос был такой, что хотелось стоять по стойке смирно.
«ПЛАНЫ ПРИДЕТСЯ НЕМНОГО ОТЛОЖИТЬ»
А потом случилось то самое ограбление века - так окрестили это дело журналисты. Новосибирский юрист Евгений Скобликов, который сначала работал у Сергея Ровбеля, потом - на родителей умершего бизнесмена, заявил, что потерял почти полмиллиарда рублей, мол, ограбили его. Скобликов должен был привезти их в Новосибирск - деньги эти принадлежали семье Ровбель.
- Я услышала новость об этом ограблении по радио, сразу подумала, что речь о Николае Фомиче и Зое Федотовне, - продолжает Татьяна Васильевна. - Очень боялась звонить Николаю Фомичу, но он набрал сам, сказал: «Планы придется немного отложить».
К счастью, вскоре деньги нашлись: Скобликов сознался, где их спрятал. И строительство возобновилось, но с небольшими коррективами.
- План пришлось пересмотреть, потому что были ограничения по площади, которую может занять новый корпус. Отказались от дополнительных групп, но бассейн и спортзал сделали. Но я не знаю ни одного детского сада в городе, где есть отдельный спортзал, а благодаря Николаю Фомичу у нас его построили! А для того чтобы сэкономить площадь, сделали подземный переход из одного корпуса в другой - и этого точно нет нигде в Новосибирске, - показывает заведующая.
23 ноября 2011 года состоялось официальное открытие детского сада - ему присвоили имя Сергея Ровбеля. Табличка висит прямо на здании.
- Николай Фомич на открытии плакал: он не верил, что садику дадут имя его сына. Но педагоги и родители обратились в департамент образования, и нас поддержали, - объясняет Татьяна Васильевна. - С Ровбелями мы, конечно, и после открытия продолжили общаться: Николай Фомич присылал машину, и я ездила к ним в гости. Зоя Федотовна была такой заботливой хозяйкой, всегда так трогательно встречала.
«ДЕТИ ДОЛЖНЫ ТРУДИТЬСЯ»
Николай Фомич умер в мае 2013 года, а Зоя Федотовна - спустя полгода.
- Я была на их похоронах, - добавляет Татьяна Васильевна. - Для нас всех это было очень тяжело - потерять людей, которые столько сделали для нашего детского сада.
В садик ходит 271 ребенок, попасть сюда можно на обычных условиях. Местным жителям просто повезло, ведь в детсаду есть даже своя соляная пещера, кабинеты психологической разгрузки.
А еще - творческая мастерская, где дети рисуют песком, массажный кабинет, небольшая библиотека, уголок, оформленный в народном стиле. Все благодаря визиту неприметного старика с тросточкой в 2009 году.
Но связь с семьей Ровбель оборвалась. Говорят, их единственный наследник - дальний родственник - уехал из России.
- Внучатый племянник, который получил наследство, позвонил нам один раз. Спросил, как у нас дела. Больше звонков не было, - отмечает Татьяна Васильевна. - Говорят, что он уехал за границу. Но мы всегда будем рады рассказать ему о нашем детсаде. Этот садик стал настоящим памятником семьи Ровбель - такого, наверное, больше нет и не будет.