В этом блоге я хочу рассказывать, помимо прочего, об опыте работы.
Разной работы. Какой только мне не приходилось заниматься за свою жизнь.
Тут хотела написать, что работаю с 17 лет, как только съехала от родителей.
Но потом на ум пришли кое-какие детские воспоминания.
Современные дети, да и многие из поколения, кому сейчас до 20, своей «работой» в детстве считают вот эту вот схему: «я пропылесосил — дед заплатил мне 50 рублей».
В моё время было не так.
Ёлочки
Я вспомнила, что в свои 12 лет работала «на ёлочках». Это так называлось. Суть была в том, что несколько десятков детей (насколько я помню, туда ещё и попасть было не так-то просто, меня пропихнули за компанию с девочкой, у которой мама работала в местной администрации) приезжали на «плантацию» (иначе и не скажешь) в нескольких километрах от города и там занимались полевыми работами.
На том поле выращивались ёлочки. Не спрашивайте меня, для каких нужд, я помню всё это только обрывками. Работа заключалась в том, чтобы означенные ёлочки пропалывать, поливать, и самое яркое воспоминание — собирать камни с бескрайнего поля в ведро и уносить прочь.
Нас там кормили и всё такое. Рядом было здание вроде бы сельской школы, там проходил обед. Работали вроде как по полдня. Помню, что надо было успеть на утренний автобус. Поскольку я тогда проводила почти всё лето у бабушки в деревне, до автобусной остановки надо было чухать пешком километра два. Помню, что однажды почему-то опаздывала на автобус, бежала, сокращала путь по тропинкам в кустах, но всё равно не успела.
Больше почти ничего не помню об этом.
Ягодки
Ещё примерно в этом же возрасте и уже будучи чуть постарше, я зарабатывала продажей ягод. Тогда было в порядке вещей ездить в лес (у нас ещё машина была, а многие ещё и на автобусе волокли все эти вёдра-сумки) за черникой, брусникой, грибами и прочим подножным кормом.
Мама варила из собранных даров леса варенье и прочие заготовки. Они, кстати, позже пересылались мне в другой город целыми сумками и всерьёз спасали! Мой муж шутит, что это у меня «травма детства», но лет в 25 я почувствовала непреодолимую потребность сварить на зиму вареньица :) Варю и сейчас. Хотя собирать ягоды самой уже не удаётся — покупаем.
Тогда, в детстве, собранных ягод было очень много. Помню, как-то собрали с мамой вдвоём сорок литров брусники. Взятые с собой вёдра уже закончились и мы собирали ягоды в накомарник, сделав из него торбу. Сейчас плохо представляю себе, как мы всё это донесли до машины, но донесли же!
Вообще в моём детстве много забавных и странных воспоминаний. Когда я сажусь о чём-то писать, они будто подстерегают меня и настойчиво вертятся в голове. Сложно не отходить от единой нити повествования.
Так вот, о продаже. Нам собранного хватало на целые батареи из баночек варений и солений. Часть свежих ягод мама продавала по знакомым. А когда я была уже чуть постарше, меня отправили на местный рыночек — продавать чернику.
Господи, как мне было неудобно!
Не знаю, почему.
Я ужасно боялась, что меня, стыдливо прячущуюся за ведром с черникой, стоявшим на длинном деревянном столе, символизирующем торговые ряды, рядом с бойкими бабульками, торговавшими всеми разновидностями съедобной флоры, произраставшей у них на огороде или в окрестных лесах, заметит кто-нибудь из одноклассников.
Я до сих пор не понимаю, почему мне было так стыдно.
Сейчас я, наверное, могу даже гордиться этим. Я не горжусь, конечно, но всё же.
Ну правда, ведь я всего лишь зарабатывала деньги в силу своих детских возможностей. Я не украла эти ягоды, собрала их собственным кропотливым трудом. А деньги, вырученные с продажи, уходили не на наклейки-жвачки-ручки, совсем нет. На них мы покупали мне одежду к школе. Ну и иногда мне перепадало что-нибудь вроде «Сникерса».
Это были даже не 90-е. Вполне себе двухтысячные. Но я хорошо помню, что в маленьких городах люди жили плохо. А в деревнях и того хуже. И это было… нормально, что ли. Все так жили. Дети помогали родителям. Родители их не баловали.
Так вот к чему я это всё.
Оказывается, опыт работы у меня был и до 17 лет.
Просто в 17 у меня началась новая жизнь.
В этой новой жизни помимо работы было много всего страшно интересного.
Но пост о работе, поэтому — в первый же год студенчества я пошла работать промоутером. В 2009 году других вакансий для студентов без опыта, в общем-то, и не было. Промоутер, интервьюер — кажется, я сотрудничала со всеми организациями в городе, которые занимались чем-то подобным. Но, честно, это было неинтересно.
Потом было участие в каких-то акциях, вроде командного поиска «просрочки» в магазинах, когда найденный товар торжественно предъявляется продавцу, тот зовёт администратора и вы берёте с него обещание выбросить это и больше не продавать просрочку, а в награду клеите им на витрину специальный значок.
Эти компании проводились от партии «Единая Россия». Узнав об этом, я оттуда вышла по личным убеждениям.
Рукоделие
Потом был период увлечения реконструкцией и ролевыми играми, тогда же я увлеклась рукоделием и начала делать украшения ручной работы на заказ. Пару раз их даже брали в торговлю на фестивалях и разного рода мероприятиях, но особой прибыли это дело не приносило, так, хобби. Для чего-то более серьёзного нужно было организовывать рекламу, а тогда это было сложнее, чем сейчас.
Великий Алиэкспресс
Ещё тогда было дивное время, когда об Алиэкспрессе знали лишь немногие избранные. Интернет-магазинов в принципе тогда было негусто. Если сейчас на Озоне можно заказать всё, что твоей больной душе угодно, и привезут через пару дней, то в две тысячи десятом всё было совсем не так.
Поэтому одно время я занималась продажей всякого нефорского шмотья и аксессуаров через специально заведённую для этого дела страничку в соцсети. Выставляла фото товаров в альбомы, брала себе крохотный процент, и заказывала их с Алика напрямую на адрес заказчика.
Хоть сколько-нибудь серьёзных денег это всё, разумеется, не приносило. Но на это я и не рассчитывала, цель у меня была просто хоть как-то выжить.
Мой доход в годы студенчества составляла стипендия - полторы тысячи, плюс социальная стипендия — ещё полторы. Итого 3000 рублей в месяц. Где-то со второго курса я (потому что молодец) ещё получала стипендию от Oxford Russia Fund. Ещё 4000. С ней жить было совсем хорошо, прям почти лакшери.
Да, можно было жить на семь тысяч рублей в месяц. И даже на три. Да, в дветысячидесятых. До сих пор не знаю, как мне это удавалось, но как видите.
Чем-то более серьёзным я начала заниматься уже после окончания университета.
О своей основной работе говорить, наверное, не буду. Не то чтобы опасаюсь каких-то санкций, просто не хочу распространяться.
Следующий пост будет о моём сотрудничестве с биржей по написанию студенческих работ Автор24.
Спасибо, что дочитали до конца.
Надеюсь, было интересно.
Оставляйте комментарии, подписывайтесь на канал!