Очередной рекордный заезд, проходящий под эгидой Российской автомобильной федерации «Дни скорости на льду Байкала», состоялся в начале марта на территории Иркутской области. На лед выходят все новые участники, при этом на озере появляются всё более современные автомобили, количество категорий рекордных попыток увеличивается с каждым годом. Эксклюзивный фестиваль на Байкале никого не оставит равнодушным!
Любители рекордов
Рекордные попытки в качестве дисциплины автоспорта предпринимались с первых дней существования автомобиля. Первый рекорд был установлен в 1898 году французским графом Гастоном де Шаслу-Лоба 18 декабря 1898 года для автомобиля с электрическим двигателем. Максимальная скорость в то время достигала 63,15 км/ч.
С этого момента записи с автомобильными рекордами «сыпались» одна за другой, иногда с разницей в месяц, иногда в дни и даже часы. Перепады скоростей часто были даже меньше километра в час.
Рекордная гонка также проводилась в СССР. В те годы на территории РСФСР появился свой «Бонневиль» — на соленом озере Баскунчак за три года с 1960 по 1963 было установлено 29 всесоюзных рекордов скорости, в том числе все абсолютные (19 из которых превышали международные рекорды). Рекорд Союза - 311,4 км/ч (1963, И. Тихомиров, "Пионер-2"). На твердой соленой поверхности озера были проложены 20-километровая кольцевая трасса и 13-километровая прямая.
С чего начались «Дни скорости на льду Байкала»
В 1963 г. В. К. Никитин установил два республиканских рекорда на машине ХАДИ-4, разработанной в ХАДИ ЛСА:
- Расстояние 1 км с ходу - 270 км/ч;
- Расстояние 5 км с ходу - 251 км/ч.
К сожалению, когда озеро было закрыто для установления рекордов, сама дисциплина начала медленно угасать. Площадок становилось все меньше и меньше, а работы по записи автомобилей постепенно исчезали. Последняя запись была сделана в 1984 году, а предыдущая — в 1977 году. С распадом СССР забыли не только о рекордах, но и об автоспорте вообще. И лишь в 2000-х некоторые любители автоспорта вновь обратили свое внимание на это направление.
Если вы зайдете в раздел рекордов сайта Российской автомобильной федерации, то обнаружите большой перерыв почти в 20 лет. И только в 2002 году участников возрожденной дисциплины приняли на асфальте Дмитровского полигона, где было проведено несколько кольцевых рекордных гонок.
Однако в 2012 году Андрей Леонтьев, биография которого помимо телевизионной карьеры включает в себя и автоспорт, решил возродить и развить рекордную дисциплину, превратив природный лед Байкала в качестве специализированной площадки.
Почему Байкал? Так получилось, что это единственное место на территории России, где зимой можно построить достаточно длинную трассу и поставить рекорды. Чтобы установить рекорд с хода, машину нужно сначала разогнать, а затем остановить. Традиционная длина такого маршрута составляет 13 км. Измерил км плюс 6 км в каждую сторону на разгон и торможение. В то же время ширина замерзшего озера позволяет гонять в безопасных условиях: если водитель ошибется или машину снесет боковым ветром, по бокам достаточно места, чтобы ее «спасти», поймав на лету.
Как дифференцируются рекорды
Записи могут быть установлены для движущихся авто с места и с хода, в зависимости от расстояния и времени, преодоления прямых и кольцевых дорожек, ускорений, для серийных и специально подготовленных автомобилей, а также автомобилей с различными двигателями, на различных видах топлива и т.д.
На скорость при попытках установления рекордов прежде всего влияют погодные факторы: температура, скорость ветра, уровень сцепления с поверхностью трассы. Последнее особенно важно для попыток на льду. Состояние ледяной поверхности зависит от времени суток (чем теплее, тем сильнее авто в итоге замедляется), солнца или облаков и в основном от прочности льда. Ветер и его порывы также играют роль. Чем сильнее ветер, тем сложнее продемонстрировать достаточную скорость при движении против него.
Что было в 2022 году?
В этом году «Дни скорости на байкальском льду» прошли уже в 10-й раз (за исключением триала 2012 года). С каждым годом увеличивается количество участников, типы транспортных средств и категории для установления рекордов.
Главным событием года, безусловно, стало праздничное участие профессионального спортсмена Сергея Вязовича в боевом МАЗе, который должен был участвовать в Дакаре-2022.
Легковые автомобили в этом году были представлены марками Lamborghini, Audi и Jaguar с разными классами объемов двигателя и видами топлива. За рулем Lamborghini Urus Александр Лобачев сделал несколько рекордных попыток, но на максимальной скорости ему не удалось преодолеть отметку в 300 км/ч, не дотянув всего 1 км/ч.
Из “малышей” снова вышли на трек карты. Пилоты Мария Леонтьева и Стас Лыжин соревновались на Rotax 125 без наддува и EM 125 соответственно. Mаша превзошла все ожидания: максимальная скорость при попутном ветре составила более 130 км/ч, а средняя скорость – более 124 км/ч.
Завершится фестиваль традиционной 24-часовой гонкой, в которой приняли участие два автомобиля Jaguar E-Pace (дизельный и бензиновый) и шесть пилотов (Андрей Леонтьев, Максим Леонов, Илона Нактис, Илья Кашин, Михаил Тюрин, Алексей Павлин). Гонка стартовала в 16:00, но уже к ночи возникли первые непредвиденные технические проблемы. В машине №17 под защитой двигателя скопилось много снега, из-за чего возникла проблема с коробкой передач. Почти два часа с помощью тепловых пушек механики, да и все участники, растапливали скопившийся лед и убирали осколки льда. Что радует, машину удалось спасти.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.