Яна Недзвецкая: Если Голливуд приукрашивает жизнь в Америке, то российское кино очерняет жизнь в России. В этом и есть разница между их кино и нашим.
После сезона проведения международных кинофестивалей в России, которые, несмотря на всю яростную политическую русофобию, активно посещали кинематографисты всего мира, включая европейские страны, российская общественность начала серьёзную дискуссию о дальнейшем пути развития отечественного кинематографа. Эксперты на разных площадках спорят о новых героях, об образах, идеях и смыслах, которые они должны нести. О новой сценарной и режиссёрской школе, вернее, о возрождении традиций советской киношколы, которая в своё время стала примером для всего мира. Русская актёрская школа давно признана лучшей в мире. Голливудская школа, берущая основы у Михаила Чехова, которую неофиты от кино противопоставляют отечественным традициям Станиславского, на самом деле является лишь ветвью, растущей из одного с ней корня.
Россию вычеркнули из списка приглашенных на ведущие мировые кинофестивали. А значит, по мнению многих режиссеров, больше нет спроса на создание разного рода “чернухи” о России, за которую авторы с удовольствием получали призы и статуэтки. И вдруг открылось, что есть более интересные темы, чем пьющая русская деревня и вороватые чиновники. Тот же Русский Север - чудесное место для съемки красивого, позитивного, вдохновляющего кино. Во всяком случае так думает режиссер и продюсер Яна Недзвецкая (творческий псевдоним Татьяны Ивановны Недзвецкой).
Север России - это самое красивое в мире, что только можно себе представить. Я сама родилась в Воркуте, и там же прошло мое детство. Может быть, поэтому для меня поездка по северу - это и отдых, и работа, и вдохновение для новых фильмов. Сама очень часто выезжаю в самые дальние места Мурманской, Архангельской областей, республики Коми. В этот раз в Архангельской области мы искали натуру для съемки нового фильма "Пуанты для моей мамы". Какие прекрасные места, какие удивительные люди! Ни разу не встречали нигде алкоголиков, грязи и ужаса. Одна претензия была везде, куда ездили и где говорили с жителями, - к съемочным группам отношение резко негативное. Как нам сказали в прибрежном посёлке Кузомень - киношники жили, пили, ели, восхищались, а потом мы увидели фильм о том, какие ужасные здесь люди, как они все пьют и как всё плохо. (фильм “Велга” снимали в поселке Кузомень летом и осенью 2019 года - прим.ред.) Я получила по полной за всех киношников разом! За последние лет пять мы один раз увидели в Кузомени пьяного средь бела дня, который спросил у нас: как добраться до Харькова? Похоже, и этот пьяный был не наш, - улыбаясь, рассказывает Яна. - Если Голливуд приукрашивает жизнь в Америке, то российское кино очерняет жизнь в России. В этом и есть разница между их кино и нашим.
На прошедшем недавно форуме “Креативная неделя-Сибирь” ряд ведущих кино- и телепродюсеров рассуждали о необходимости создания аналога Вселенной супергероев Марвел, но с русскими сюжетами. По мнению председателя Женской Лиги журналистов и блогеров Елены Рыленковой, автора ряда проектов в области креативной индустрии, которые скоро стартуют в Сибирских регионах, это вполне возможно и актуально.
Не завтра, конечно. Поскольку кинопроизводство - сам по себе технически сложный процесс, а воплощение супергеройских сюжетов требует еще более высокотехнологичного подхода. Но в России есть всё для создания качественного кинопродукта: и те самые технологии, и люди, способные сделать качественный кинопродукт, и, что важно, фундамент для работы с сюжетом - русский фольклор, подаривший образы богатырей, их избранниц, образы хранителей лесов и рек, например. Чего только стоит одна Баба Яга - сложный многогранный образ. Другое дело, какую интерпретацию все эти образы могут получить в современном мире.
По мнению Яны Недзвецкой, в нашей стране в этом случае объективно будет больше героев-женщин.
Россия - женская страна, и всегда была женской. Даже если посмотреть историю последних тридцати лет: давно бы России не было, если бы не российская женщина. В 90-х именно женщины первыми рванули с сумками на перевес в Польшу, Турцию и Эмираты - кормить и одевать страну, зарабатывать деньги для своих семей. Даже в русских народных сказках «иванушкам-дурачкам» всегда помогает всего добиться то Василиса Прекрасная, то Елена Премудрая, то Марья Моревна. Да и писатели не отставали от русских народных сказок. У Бажова именно Хозяйка медной горы главному герою Степану шкатулку с драгоценностями подарила, помогла вольную получить. У Пушкина в «Сказке о царе Салтане» Царевна-лебедь дарит князю Гвидону Золотой город, где он живет и царствует. Сложно будет натянуть Тришкин кафтан Голливуда на наши широкие русские плечи, перекроить их мелких картонных героев под нашу широкую русскую душу.
Но особо яростную дискуссию в обществе вызвал тезис одного из экспертов форума о том, что для создания галереи супергероев в России нет тематической литературы. Наши этнографы и фольклористы остались в полном недоумении от такого смелого заявления. Как и Яна Недзвецкая.
Жалобы на отсутствие литературы для Вселенной супергероев по меньшей мере удивительны! Смогли же создать на студии «Мельница» каждому жителю России известную серию про богатырей - и ничуть не хуже, а гораздо лучше и человечнее тех же мультиков Диснея. А герои русских народных сказок - чем не герои для новой Вселенной. Начиная с 90-х, у нашего кино и особенно ТВ появилась страсть быть вечно вторыми. Почему мы всегда догоняем, утыкаясь в чей-то зад? Россия хороша как раз тем, что она может быть впереди планеты всей, если поставит цель не догонять кого-то, а пойти своим путем. Давно уже стал любимым героем россиян Данила Багров из фильмов “Брат” и “Брат 2”. Шарапов и Жеглов - не менее любимы и известны. Штирлицу уже больше полувека - каждый его шаг в фильме разобран на анекдоты. Зачем нам чужие пластмассовые пауки и женщины -кошки?
К слову сказать, Вселенную Марвел не приемлет и самый известный любитель экранизации комиксов Квентин Тарантино. Знаменитый режиссер сетует на стремительную “марвелизацию” Голливуда и на то, что кроме этих фильмов больше ничего в этом жанре не снимается. В то же время лишь единственный из 20-ти снятых фильмов Вселенной супергероев, “Черная пантера”, может считаться образцом киноискусства. Недаром он номинирован на “Оскар”, но не получил его. А в России недавно появился новый киногерой со своими сказочными друзьями и врагами со сверхспособностями - фильм-трилогия “Последний Богатырь”. Каждая его серия побила рекорды проката и сборов не только в России, но и других странах СНГ, чей культурный код един с нашим, где мамы читали своим малышам одни и те же сказки.
Для чего нам пауки, кошки, бэтманы и прочая живность, в героизм которых мало кто верит? Идея и посыл понятны - под таких героев с роскошными 3D эффектами и супер дорогой графикой можно просить любые бюджеты. Мы опаздали на полвека с этими никому не нужными и в Америке героями. Их время уже ушло. Голливуд как раз страдает от отсутствия интересных человеческих историй. Зритель уже не хочет смотреть это пластмассовое мыло с кучей спецэффектов, но без капли смысла. Люди во всем мире по-прежнему любят и хотят видеть в кино истории, которые трогают душу, заставляют думать и показывают жизнь, ради которой стоит жить и работать, героев, на которых можно равняться.
Российская киноиндустрия со скрипом, тяжело и неохотно, но уже начинает поворачиваться в сторону думающего, национально ориентированного зрителя. А волшебный мир русских народных сказок еще ждёт своего полномасштабного воплощения на экране. И если выдуманные современными авторами “Смешарики”, “Три кота” и “Маша и Медведь” покорили весь мир, то наши Марьи Искусницы, Царевны-Лебеди и Домовята уж точно понравятся российскому зрителю. Всё дело в таланте авторской группы и их глубинном знании красочного, завораживающего мира русских сказок и былин.