Чем в первую очередь известен Де Пальма? Конечно своими кассовыми хитами и культовой классикой, например «Лицо со шрамом», «Путь Карлито», «Миссия невыполнима», «Керри». Ну и конечно тем что он входил в пятерку самых успешных режиссеров Нового Голливуда, а со многими из них сотрудничал, как со Шредером, Спилбергом или Скорсезе например. Ну и конечно все наверняка знают что Де Пальма и Де Ниро были друзьями, начинали вместе и Де Ниро своей карьерой многим обязан именно Де Пальма. Еще возможно многие знают что Де Пальма один из самых почитаемых учителей для Тарантино и многие фильмы старика послужили предметом подражания. Однако все это касается голливудского периода работы, но был еще ранний Нью Йоркский, и вот о нем как раз знают не многие. Так что постараемся раскрыть эту тему.
Начнем с того что Де Пальма вовсе не был малолетним мафиозо, а наоборот он был ботаником. В школе Де Пальма очень любил математику и физику, и практически своими руками собирал компьютеры из деталей от микроволновки. Ко всему прочему он посещал протестантские заведения, игнорируя католические. Де Пальма учился в Колумбийском университете и попутно увлекался кинематографом. Понятное дело, что подобное сочетание привело к намерению соорудить на американской почве нечто подобное Новой волне, Годару и Антониони. Ну а тематика, само собой должна была вращаться вокруг Вьетнама, хиппи, сексуальной революции и т.д. Весь этот набор в полной мере наполнил ранние картины чувака, взять хотя бы «Приветствия» и «Хей, мамаша!».
«Greetings» «Приветствия» это такая стилизация под андеграунд. Ироничный взгляд на американское общество конца 60х, с точки зрения тогдашней молодежи. Ну а самой насущной проблемой тогда был призыв и отправка во Вьетнам. Вот поэтому центральную часть фильма и занимает поиск возможности откосить, для троих друзей Пола, Ллойда и Джона. Джона играет Де Ниро, это его первая главная роль. Фильм представляет собой нелинейное повествование, состоящее из множества произвольно взятых эпизодов, в большинстве юмористических. Однако, довольно целенаправленно ведущих к определенным заключениям, выводам и представлениям.
Как я понял, троица ведет довольно беспечный образ жизни, явно не напрягаясь за станком. Но на данном этапе очень озабочена повесткой в армию пришедшей Полу. Ллойд, как наиболее искушенный в данном деле, дает множество советов как избежать попадания во Вьетнам. В числе прочего: прикинуться гомосеком, гомофобом, нацистом, левым, пацифистом, милитаристом и все это одновременно, с надеждой попасть в психушку. Пол внимательно слушает и мотает на ус, ведь в его планы совершенно не входит Вьетнам, Пол занят изучением нового метода в сфере сексуальной жизни Нью Йорка – заочными знакомствами.
Ллойд со своей стороны максимально увлечен конспирологическими теориями убийства Кеннеди. Ллойд работает в книжном магазине, и его буквально подкосила литература посвященная покушению в Далласе. Ллойд намерен лично заняться расследованием. Найти улики на фотографиях («Фотоувеличение»), произвести необходимые вычисления, используя знакомую подругу для эксперимента и даже пойти на секретную встречу со свидетелем, рискуя попасть под раздачу ЦРУ.
Что касается Джона, то тут все совсем запущенно. Джон с головой увлечен идеями новаторского подхода в кино. Особенно Джона интересует погружение в некую собственную идею «потаенного момента» - отображения на пленке человека (желательно девушки) наедине с собой (желательно во время раздевания). Здесь, надо полагать заложена самая близкая Де Пальма тема, и далеко не только потому что связана с кино. Дело в том, что в молодости у Де Пальма были очень сложные отношения со своим отцом – успешным хирургом-ортопедом. Известно что определенное время Брайан был настолько поглощен внутрисемейным разладом, что занимался откровенной слежкой за своим папашей. Надо полагать, что тему болезненного вуайеризма и его отражение в творчестве Де Пальма как раз и воплотил в герое Де Ниро, как своем альтер-эго. Надо отдать должное, максимально иронично, так как «творчество» неизбежно приводит к порнографии. Косвенным доказательством вышеприведенного тезиса можно считать «Hi, Mom!» «Хай, мамаша!», выпущенный через два года. «Хай, мамаша!» - прямое продолжение «Greetings» в части именно истории Джона Рубина.
Джон возвращается из Вьетнама в весьма помятом состоянии. Беспечные 60е остались позади, депрессия, одиночество, паршивая квартира снятая за гроши. А тут еще идея «потаенного момента» не отпускает. Идея выливается в проект «авто-порно-фильма» снятого скрытой камерой, для реализации которого Джон входит в соглашение с порно-продюсером.
Идея терпит крах, но упрямый Джон не отчаивается. Он знакомится с группой негров организующих реалити-шоу под названием «Be Black, Baby» «Побудь черным, детка». Это некий квест, в котором группа скучающих белых обывателей, меняется с неграми местами. Для этого негры, покрытые пудрой, мажут белых гуталином и подвергают словесным оскорблениям и даже откровенному насилию.
Джон исполняет роль полицейского. Надо полагать, что момент нервного срыва Джона, как самый эмоциональный в картине, должен был символизировать некий катарсис – прощание с фобиями и заблуждениями 60-х. Кажется это очень личный момент для Де Пальма. В 1970 году он бросил Годара, свой авангард, вуайеризм и уехал в Голливуд. К слову сказать, после «Hi, Mom!» Де Пальма больше Де Ниро не снимал и странным образом, я ни нашел ни одной совместной фотографии «друзей» вообще, ни на площадке, ни в частной жизни (но это не точно).