Июнь 2022г.
День 1-й
Утром на рассвете, выпив по чашечке ароматного кофе , мы с женой выехали из дома с предвкушением от предстоящей поездки. Настроение- огонь). По МКАД выехали на трассу М-4 Дон . Машин, на удивление, было немного ,плюс у нас был транспондер, и мы без пробок добрались до Миллерово. Платная дорога , т.к. было воскресенье и тариф максимальный, обошлась нам в 2310 рублей. В Миллерово свернули с М-4 и километрах в 100, недалеко от станицы Милютинской, остановились на первый ночлег в машине.
В первый день проехали 1003 км и это был самый большой пробег за день за все путешествие.
День 2-й
Утром , хорошо отдохнувшие, встретив рассвет и позавтракав по походному, выдвинулись в сторону Элисты. Маршрут проходил через Цимлянск, Волгодонск, Ремонтное, протяженностью 401 км. В районе обеда добрались до Элисты, сняли квартиру (забегая вперед, скажу, что квартиры снимали через Авито, а отели через Островок, когда ночевали в городах, а не в полевых условиях. Цена от 900 до 1800 за ночь). Хозяин квартиры посоветовал пару заведений, где можно было попробовать национальную калмыцкую кухню. Выбрав что ближе и дешевле отправились обедать. Попробовали бериги (пельмени ручной лепки),борцг (жареный хлеб в масле), сурхн мархн (лапша ручной лепки с мясом и чесноком) и конечно же калмыцкий чай, больше напоминающий бульон. В состав чая входит непосредственно чай, чаще плиточный, молоко, соль, перец, лавровый лист, мускатный орех и вода, сливочное масло или бараний жир. Немного непривычно, но зашел неплохо. И следуя известной поговорке, решили поспать, т. к. температура в тени +38 не располагала к прогулкам по городу.
А вечером отправились осматривать местные достопримечательности, коих оказалось не так уж и много, тем более ,что ходить по музеям мы не любим, а предпочитаем визуальный осмотр и прогулки по городским улицам.
День 3-й
Утром, в 7 часов, оставив хозяину квартиры ключи в почтовом ящике, выдвинулись в сторону Дагестана. Нельзя сказать, что виды по дороге были живописными и захватывающими, скорее однообразными и от этого немного утомляющими. Бесконечная степь с иногда попадающимися солеными озерами и редкими группами пасущихся вдали животных. На выезде из Калмыкии пост полиции. Пожелали счастливого пути. На вьезде в Дагестан тоже пост. Проверка документов, цель поездки, осмотр. Пожелали хорошего отдыха. Первые десятки километров пейзаж мало чем отличался от калмыцкого, дальше начали появляться кустарники и первые деревья. В Махачкале перекусили вкусной шаурмой, заправили машину бензином. В Дагестане нет привычных сетевых заправок, мы заправлялись на EKA, ASKO, VNK. Бензин , кстати дешевле чем в Москве, 95-й в среднем стоил от 48 до 50 рублей (июнь 2022г.). Остановиться решили в Каспийске. Вечером погуляли по набережной, искупались на городском пляже в Каспийском море. Посмотрев прогноз, в горах дожди, поэтому решили остаться еще на ночь в Каспийске.
День 4-й
Утром искупались в море и поехали вдоль побережья в сторону Дербента без какого-либо плана, но уже в дороге решили свернуть в горы и доехать до аула Кубачи ( с точки зрения логистики не самое лучшее решение, туда удобнее ехать из Дербента), известного своими изделиями из серебра. Первое время дорога была асфальтированная, но последние 17 км грунтовка с нависшими скалами, крутыми спусками и подьемами , с кое-где попадающимися обвалами камней на дороге, плюс несильный дождь, так что адреналинчик немного подпрыгнул.
Дорога очень живописная и само село в окружении зеленых гор очень красивое, и стоило того чтобы немного потрястись и испытать подвеску авто. Вечером вернулись в Каспийск.
День 5-й
Далее по плану был Дербент. Забронировали квартиру рядом с рынком и оставив вещи и машину, отправились на прогулку по самому древнему городу России, по разным источникам насчитывающему от 2-х до 5-ти тысяч лет.
Поднялись в крепость Нарын-Кала, погуляли по старому городу, искупались в море, и конечно, посетили рынок, где закупились специями и фруктами.
День 6-й
Утром поехали посмотреть на уникальный советский экраноплан Лунь, не имеющий аналогов гигант, вокруг которого сейчас строится парк "Патриот". Размах крыла 44 метра, высота 19, а длина 73 метра. Размеры его, действительно, впечатляют.
Немного погуляв, отправились в горы. Главной целью поездки сегодня был аул Гуниб. Дорога отличная, за редким исключением, асфальтированная, очень живописная, за каждым поворотом открывается потрясающий вид на окружающие горы, так что невозможно не остановиться, чтобы запечатлеть его в памяти и на фото. По дороге осмотрели Гунибскую ГЭС, залезли на восстановленную боевую башню Андадал.
Дальше поехали в Гуниб. Горное село находится на крутом склоне, как будто амфитеатр. Село делится на три части: Нижний Гуниб, Верхний Гуниб и природный парк.
Напротив находится живописное Кегерское плато.
Осмотрев достопримечательности, отправились искать место для ночлега. Идея была заночевать в горах вне населенных пунктов. Нашли мы его довольно быстро, примерно в 15 км от Гуниба, по дороге в обратном направлении. Место потрясающее, виды захватывают дух. Единственный минус- это мусор, которого в горах очень много. Ночью началась гроза с ливнем, но утро нас встретило чистым небом и красивым восходом.
День 7-й
Позавтракали с прекрасным видом на горы и выехали по живописной дороге в сторону Сулакского каньона. Поехали через Гергебельский тоннель, длиной более 4 км, после которого пейзаж изменился кардинально. После яркого солнца и высоких гор вьехали в так называемое молоко. Туман был такой, что не видно ничего на расстоянии 10 метров, а проехав несколько километров и спустившись еще ниже увидели, что исчезли высокие горы, изменилась растительность: вместо хвойных, появились лиственные леса. Неизменными остались только коровы, маленькие и вездесущие. В Дагестане вы их увидите везде, кроме городов. Обычное дело встретить коров посреди дороги, уставившихся в одну точку и медитирующих, или спрятавшихся от жары в тоннеле посреди дороги, так что будьте внимательны и осторожны. Далее дорога шла по более равнинной местности вдоль Ирганайского водохранилища к Чиркейскому водохранилищу и Сулакскому каньону. В селе Ирганай остановились в семейном кафе перекусить. Внешне ничем не примечательного, но с очень уютной и ухоженной территорией, с фонтаном и с красивым видом на водохранилище, а также с вкусной чуду. Там произошел случай, кстати, не единственный, пока мы были в Дагестане, характеризующий отношение местных жителей к туристам. Не успели отьехать от кафе, к нам подошла пожилая женщина и вручила пакет с великолепными абрикосами, просто так, не взяв предложенных денег.
Далее нас ждал Сулакский каньон, самый глубокий каньон Европы, глубиной 1920 метров и протяженностью 53 км. Это наверное, самое популярное у туристов место в Дагестане, и не зря. Он очень красив и впечатляющ, река Сулак, изумрудно-бирюзового цвета выглядит тоненькой ниточкой на дне каньона, хотя считается одной из самых полноводных рек Дагестана. Две смотровые площадки находятся в поселке Дубки и одна в месте, где находится Чиркейская ГЭС и начинается река Сулак. После осмотра каньона и обеда наш путь лежал в Астрахань.
На выезде из Дагестана тот же пост полиции и такая же процедура проверки, в Калмыкии нас даже не остановили. Первое время , после выезда из Дагестана было ощущение, что чего-то не хватает, потом поняли: коров )). Далее по отличной дороге, через пустынную степь, часам к 10 вечера, проехав 670 км в общей сложности за день, уставшие от дороги и впечатлений, добрались до Астрахани. Заселились в отель, смыли дорожную пыль и с удовольствием легли спать.
Продолжение и итог поездки во второй части .......
Фото автора