Найти тему
Татьяна Безручко

Почему я против семейного образования для своих детей

Оглавление

Признаться, когда я впервые сунула нос в современную школьную программу, открытие было поразительным и неприятным. Я всерьёз задумалась о возможности семейного образования, благо, сейчас родителям для этого не надо быть преподавателями, а достаточно быть кураторами. Обилие относительно недорогих и весьма качественных (судя по отзывам) онлайн-школ открывают такую возможность в полной мере, и такое образование уже не выглядит как фриканутая причуда.

На семейном обучении дети зачастую показывают успеваемость выше, а времени тратят на уроки меньше. Ну чем не красота для тех родителей, кто могут себе позволить такое?

Но тут есть один серьёзный подвох.

Помните статью, где я писала о том, что садик полезен не только потому что социализация, но ещё и потому что он позволяет максимально поддержать ведущий вид деятельности дошкольника - игру?

Вот и со школой то же самое.

Напомню периоды ведущей деятельности школьного возраста.

7-11 лет - учебно-познавательная деятельность.

Да, школьная программа младших классов - это мрак, увы. Но при этом для ребёнка этого возраста нормально с интересом поглощать знания. Не всегда это будут школьные знания, бывает и так, что человеку плевать на сведения из "окружайки", а вот книжки про динозавров читаны-зачитаны и практически выучены наизусть.

Можно ли на этом этапе без ущерба для ведущей деятельности ребенка учиться на семейном образовании?

Пожалуй, да. Хотя стоит признать, что именно начальная школа на семейном образовании сложна, поскольку требует от родителя очень активного участия для ввода ребёнка в учебный процесс.

11-15 лет - деятельность по установлению личностных отношений.

И внезапно очень многие родители в 5-6 классе отмечают резкое снижение интереса к учёбе и возросший интерес к друзьям. Для ребёнка встречи, общение и вообще отношения с друзьями становятся гораздо важнее, чем какие-то там оценки. А тут ещё и первые влюблённости подъедут, у мальчиков - первые серьёзные разборки и выяснения кто круче.

Казалось бы, и тут семейное обучение вроде бы в плюс, ведь если нет отвлекающих друганов и влюбленностей этих всяких, то ничего не отвлекает от учебы, и успеваемость будет лучше. Да, вероятно, будет. А вот важнейший этап развития личности путём реализации ведущей деятельности при этом будет пропущен.

16-18 лет - познавательная профессионально-ориентированная деятельность.

В этом возрасте многие родители замечают, что ребёнок "взялся за ум". И вдруг пытается изо всех сил наверстать упущенное в плане знаний на предыдущем этапе. И наконец не отмахивается от разговоров о будущей профессии, а активно в них участвует и планирует.

Так почему все-таки я не вижу семейное образование для своих детей?

Во-первых, потому что для меня нормальное развитие психики важнее успеваемости. Для нормального развития ребёнка в возрасте 11-15 лет нужен социум и очень много общения с друзьями. Да, это не обязательно должны быть школьные друзья, могут быть и дворовые приятели, и но школа в данном случае не ограничивает, а расширяет возможности ребёнка.

И есть ещё один момент, из-за которого я предпочту обычную школу.

Для меня главной целью воспитания является максимальная адаптивность и способность к выживанию.

Хочу, чтобы во взрослой жизни она шагала так же уверенно, как по лужайке своего детства.
Хочу, чтобы во взрослой жизни она шагала так же уверенно, как по лужайке своего детства.

А для этого необходима выработка хотя бы микродозы пассионарности, которая по моему глубокому убеждению не вырабатывается в тепличных условиях, коими является комфортное обучение на дому.

Обычная школа помимо знаний даёт ребёнку возможность не просто мимолётно столкнуться с детьми из разных слоёв общества, но и выработать свое отношение к ним и свой способ взаимодействия с ними. Процесс это местами может быть весьма неприятен, но он нужен. Потому что потом ребёнку предстоит выйти в жизнь, где он не мамин любимый пирожок, а просто один из многих обычных людей. И чем больше он знает о том, какими бывают другие обычные люди, чем лучше с ними коммуницирует, тем выше будет его адаптивность и выживаемость.

В следующей статье расскажу о том, в каких случаях на мой взгляд семейное образование будет благом.

Думали о семейном образовании для своих детей? А может даже и реализовали?