Вступивший в четверг, 1 декабря, в силу закон о контроле за деятельностью граждан и организаций, находящихся под иностранным влиянием, направлен на защиту интересов и обеспечение безопасности России, ее суверенитета и территориальной целостности, прав и свобод ее граждан. На этом настаивают и авторы законодательной инициативы, и весь депутатский корпус, и правительство.
Вчера по всей России вступил в силу новый закон об иностранных агентах , который «ВТ» анонсировала, не так давно. Еще в ходе обсуждения закона председатель Государственной думы Вячеслав Володин подчеркивал: «Мы думаем о будущем и решение принимаем исключительно в интересах граждан нашей страны, нашего государства». При этом сам закон не является чем-то совершенно эксклюзивным: подобные законы есть и в других странах, и, как ни удивительно, в самом сердце мировой демократии – в США (кстати, наиболее проработанное законодательство из всех нижеперечисленных государств, основной закон был принят в 1938 г. и особенно доработан в 1966, 1995 и 2007 годах). Что-то подобное естьв Австралии (принят в 2018 г.), Венгрии (2017), Израиле (2016). В Великобритании о введении билля против иноагентов стали рассуждать в 2019, и хотя правительство планировало его принять уже в 2022, но, кажется, там до сих пор всё ещё не определились.
На сайте ГД сообщают со слов соавтора поправок, председателя думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева, что до принятия поправок российское законодательство об иноагентах было разрозненным, а теперь все будет систематизировано и сделает процедуру контроля прозрачной.
Здесь же разъяснили несколько важных вопросов, которые могут возникнуть у любого, кто обратит внимание на эту законодательную новеллу, и главный из них – будет ли закон работать? Во-первых, для того чтобы понять, кто такие иноагенты, есть четкое определение – это лицо, получившее поддержку из-за рубежа или находящееся под иностранным влиянием и занимающееся в России как правило оппозиционной политической деятельностью, сбором сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ или распространением в интернете сообщений и материалов. Это могут быть как российские, так и иностранные организации, общественные объединения без образования юрлица, или физлица независимо от гражданства.
Иностранное влияние – это предоставление иностранным источником поддержки в виде денег или имущества, а может и методичками, оргтехникой и научно-техническими разработками, либо оказание воздействия, в том числе путем принуждения, убеждения или иными формами. Четкие критерии, что подпадает под обтекаемое выражение «иные формы», остается за Минюстом.
Однако ж не все без разбору. В перечень лиц, которые не могут быть признаны иноагентами, входят: органы публичной власти РФ, госкомпании и госкорпорации, а также подконтрольные им лица;религиозные организации;политические партии;объединения работодателей, торгово-промышленные палаты. Или, например, члены международных организаций, приехавших работать в свой российский офис.
Всем, признанным иноагентами, в обязанности входит сообщать о наличии такого статуса своим работникам и органам публичной власти, если есть необходимость туда обратиться, а также маркировать производимые ими материалы установленным в России образом. Маркировка (ее форма и порядок размещения предупреждений) устанавливается Правительством РФ. Кроме этого, есть еще ряд ограничений, о которых мы уже сообщали ранее.
Например, иноагенты не имеют права вести просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних (например, в таких ставших популярными лекториях) или педагогическую – в государственных и муниципальных образовательных организациях; производить информационную продукцию для несовершеннолетних, в том числе и «просветительские» видеоролики; принимать участие в госзакупках; получать государственные гранты, в том числе и на осуществление творческой деятельности; эксплуатировать значимые объекты критической информационной инфраструктуры и обеспечивать ее безопасность; выступать экспертом при проведении государственной экологической экспертизы.
Важно: иностранные агенты не смогут работать на государственной или муниципальной службе, быть членами избиркомов, организовывать публичные мероприятия. Кроме того, им нельзя инвестировать в стратегически важные российские предприятия, пользоваться упрощенной системой налогообложения, вносить пожертвования (читай спонсировать) в избирательные фонды кандидатов или политических партий.
Ответственным за ведение единого реестра иностранных агентов (физических лиц, СМИ и НКО) будет Минюст, на этом же министерстве – наполнение единого реестра физлиц, аффилированных с иноагентами: учредителей, руководителей членов, участников или работников такой организации. На физлица, аффилированные с иностранными агентами, не распространяются требования и ограничения, установленные для иноагентов. Гражданин или организация приобретает соответствующий статусна следующий день после размещения в реестре на официальной странице Минюста, здесь же опубликован порядок прекращения такого статуса и исключения из реестра, например, для НКО. Как правило, таким основанием является прекращение получения спонсорской поддержки из иностранных источников, либо прекращение политической деятельности или сразу оба этих условия.
Что касается граждан, то их также могут исключить из списка иностранных агентов и даже прижизненно. Более того, для физлиц предусмотрен упрощенный порядок – всего лишь с подачей заявления, изложенного в свободной форме, с приложением документов, подтверждающих прекращение обстоятельств, ставших причиной включения в реестр. Разве что граждане иноагенты обычно очень идейные, поэтому всё вышеперечисленное касается впервые включенных в список – решение об их исключении из него принимается министром юстиции лично или его заместителем.
Есть санкции за несоблюдение ограничений. Если гражданин или организация случайно или намеренно совершили нарушения, то вначале им выдадут предписание об устранении – на это отводится не менее месяца. В «тяжелых» случаях нарушение законодательства об иностранных агентах влечет за собой в установленном порядке административную, уголовную или иную ответственность.