«You can’t be a real spy and have everybody in the world know who you are and what your drink is», — Роджер Мур.
С 1 декабря «иностранные агенты» стали полноценной юридической категорией российского законодательства. Вступивший в силу № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» наконец-то убрал смущавшую многих формулировку «лицо, выполняющее функции иностранного агента». Введенное понятие «иностранный агент» определено как лицо, находящееся под иностранным влиянием и осуществляющее на территории РФ:
❗политическую деятельность;
❗целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности РФ;
❗распространение информации среди неограниченного круга лиц.
При этом таковым могут признать, как физических и юридических лиц, так и общественные объединения без юридического статуса.
Соответственно закон вводит понятие «иностранного влияния», которое понимается максимально широко. Формально оно выражается в новых критериях признания иноагентом. Помимо получения денежных средств из иностранных источников (перечень которых также был расширен) теперь к ним относятся:
❗предоставление иностранным источником поддержки;
❗ оказание воздействия, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
Для иноагентов вводится полный запрет на государственную и муниципальную службу, преподавательскую деятельность и распространение информационных материалов среди несовершеннолетних. Также воспрещается служба в силовых органах, участие в госзакупках, получение господдержки и особого налогового режима, организация публичный мероприятий и участие в выборах в любом качестве, допуск к экологической и антикоррупционной экспертизе.
В то же время упорядочивается контроль за их деятельностью, порядок отчётности и маркировки сообщений в СМИ.
Стоит оговориться о категориях, которые не могут быть признаны иноагентами:
❗органы публичной власти;
❗государственные компании и корпорации;
❗органы управления государственными внебюджетными фондами, а также подконтрольные им лица;
❗религиозные организации;
❗политические партии;
❗объединения работодателей, торгово-промышленные палаты.
Новая редакция закона полностью ликвидирует любые юридические лазейки, которыми до сих пользовались иностранные центры влияния. Одновременно, с введением единого реестра иноагентов система учёта станет прозрачнее. Также закон подразумевает создание реестра лиц, аффилированных с иноагентами. Для этой категории не вводится никаких ограничений, однако информация об их деятельности станет общедоступной. Наконец, появился детализированный механизм исключения физических и юридических лиц из этих реестров.