Семья Никитиных жила в небольшом поселке городского типа, куда они переехали после распределения отца семейства на новый участок действующей шахты. Валера работал шахтером проходчиком уже давно, сразу после армии. Его отец тоже всю жизнь трудился в шахте и имел орден почетного шахтера, поэтому сын, не раздумывая, пошел по стопам отца.
Нина, жена Валерия, работала медицинской сестрой в местной поликлинике. Маленькая, худенькая и всегда улыбчивая женщина, пациенты очень хорошо к ней всегда относились, за ее доброту и отзывчивость. Маленький человек, с большим сердцем – так часто называли Нинку коллеги.
Работу свою Нина очень любила и делала это от всей души, что всегда чувствовалось со стороны.
- Семен Степаныч, сегодня в процедурной кто? – спросил Потап, занимая очередь на укол.
- Ниночка наша сегодня – в широкой улыбке расплылся Семен Степаныч.
- Ну тогда можно выдохнуть. У Нины рука легкая, от нее добротой за километр веет – улыбнулся Потам.
В благодарность Нине пациенте нет, да и положат в карман шоколадку или конфетку, когда и пряничек.
В дефицитные времена девяностых это была роскошь, и Нина с радостью несла гостинцы домой детям, которые всегда ждали маму и знали, что она может принести что-то вкусненькое. Ваня и Петя, были погодками. Учились в сельской школе в пятом и шестом классе. Учеба давалась им легко. Поэтому родителям они не доставляли хлопот с домашними заданиями. С раннего детства их воспитывали уважать родителей и всегда помогать друг другу.
Последние несколько месяцев Валере стали сильно задерживать зарплату, несколько раз шахтеры даже бастовали и не спускались в шахту. Руководство обещало погасить задолженность, но пока денег, как не было, так и нет.
Отец семейства очень переживал за это, даже тормозок порой брать с собой не хотел, стыдно как-то ему было, за то, что нечем ему семью накормить.
- Валер, ты что, у тебя работа вон какая тяжелая, тебе без еды нельзя, ослабнешь совсем - возмущалась Нина, складывая в пакет вареные яйца и нарезанный батон. Другой еды положить мужу она никак не могла, так как детям нужно было купить к зиме новые ботинки.
- Не надо, жена. Обойдусь. Аппетит стал совсем никакой последнее время, а сил пока хватает – угрюмо ответил муж.
- Ладно, хлеб возьму, уж очень он у моей хозяйки вкусный получается – слегла улыбнулся Валера и нежно посмотрел на жену.
Он видел, как ей тяжело, как она во всем отказывая себе, все отдавала детям.
- Все обязательно наладится, деньги выплатят и потихоньку выберемся из долгов – нежно сказала Нина, глядя на мужа. Она всегда старалась не усугублять и без того явную проблему, не ругаться из-за этого, и уж тем более не упрекать мужа. Она понимала, что Валера и так на грани, и ему от нее нужна поддержка и забота.
Она незаметно положила сверток еды в сумку мужа и поцеловала его перед уходом на смену.
Нина не помнила, чтобы когда-то их семье было так тяжело, но старалась не накручивать себя. Крайний раз зарплату мужу выдали мукой, сахаром и маслом. Нина и этому была очень рада, так как давно приловчилась печь хлеб, пироги и плюшки. Вечерами, когда муж был на работе, а дети уже сладко спали, Нина подолгу стояла перед иконой Пресвятой Богородицы и тихо молилась.
Как-то раз в выходной все семейство было в сборе на кухне, и младший Ванька говорит:
- Мама, а что на обед? Кушать очень хочется, аж в животе бурлит.
Нина, потупив взгляд, совсем не знала, что ответить сыну. Последние остатки борща она отдала мужу перед работой, яйца закончились, и дома был только хлеб, который она испекла накануне.
Валера, заметив смятение жены быстро взял инициативу в свои руки.
- А ну ка детвора, ай да ко мне – задорным голосом позвал Валера к себе сыновей.
Петя и Ваня быстро оседлали колени отца. Они очень любили, когда Валера был в хорошем настроении, шутил и играл с ними. Ваня особенно любил, когда отец катал его по полу на спине, но мать часто ругалась за это, говоря, что отец очень устает на работе.
- А вот что я вам сейчас расскажу – начал с улыбкой Валерий и дети притихли в ожидании.
- Еще в старину, чтобы сражаться на поле, русские воины ели особенную еду, только их жены и знали этот рецепт. После такого обеда молодцы силами наполнялись и бодростью духа. Никто не мог такой силы победить богатырской.
- И я так хочу и я – перебивая друг друга заверещали ли дети. - Я тоже хочу быть сильным и всех победить – не унимался Петька.
- Ну так надо нашу маму попросить такой обед приготовить, мне то в шахте тоже силы понадобятся – еще больше интригуя ребят продолжал загадочно отец.
- Нина, ну раз уже дети просят, приготовь-ка нам кашу из топора, только по особенному рецепту.
Нина отвернулась к плите, смахнула выступившую слезу и ответила, стараясь выглядеть бодрой.
- Вот и приготовлю, пожалуй, а том смотрю мои молодцы совсем силы поистратили – сказала Нина, пытаясь изо всех сил улыбнуться.
- Ура, ура – весело закричали братья и побежали в комнату.
Через некоторое время мать позвала всех обедать, на столе стоял котелок из которого шел пар и вкусный аромат гречневой каши парил во всей кухне.
Нина разложила по тарелкам пустую гречку и добавила по небольшому кусочку маргарина в тарелки сыновьям.
- Приятного аппетита – сказала она и приступила к еде.
Ваня и Петя, причмокивая от удовольствия, быстро уплетали «кашу из топора», стараясь опередить друг друга.
- Не спешите, подавитесь – улыбнулась Нина
- Мама, мама смотри на мои руки, я стал очень сильный – оголив плечо Петя демонстрировал матери сомнительный бицепс.
- А я еще сильнее, посмотри- перебивал Петю брат.
Валера и Нина смотрели на своих детей и улыбались, детвора носилась по комнатам с детскими мечами и сражалась с воображаемыми воинами.
Прошло много лет с тех пор, времена поменялись и люди стали потихоньку забывать о нехватке продуктов и тяжелой жизни.
Ваня и Петя выросли достойными мужчинами, окончили институт и получили профессию инженера. Обзавелись семьями и родили уже своих детей. Достойные родители воспитали достойных детей.
Все пережитое только сплотило Валеру и Нину. Никакие трудности не разрушили их семьи, не растоптали их любовь.
Историю о «каше из топора» Петя и Ваня рассказали и своим детям, чтобы с самого детства они знали настоящие жизненные ценности и никогда не пасовали перед трудностями. Ведь черная полоса, всегда сменяется белой