Найти тему
Галерея Широковых

Фаина Анатольевна Шпак: начало художественной династии. Часть 1

Статья искусствоведа, члена ССХ К. П. Анисовой, для каталога Фаины Анатольевны Шпак, выпущенного в 1966 г

Фаина Анатольевна за лепкой скульптуры «Володя Ульянов» 1958 г
Фаина Анатольевна за лепкой скульптуры «Володя Ульянов» 1958 г

Фаина Анатольевна Шпак родилась 27 августа 1906 года.

Творческий путь Фаины Анатольевны Шпак сложился своеобразно. Любя и понимая живопись, готовя себя к труду живописца-профессионала и многие годы занимаясь живописью, Фаина Анатольевна, тем не менее, нашла себя как художник не в этом виде искусства, а в скульптуре, которой начала заниматься уже будучи зрелым человеком. Она создала свои первые скульптурные произведения в один из трудных годов Великой Отечественной войны, в 1943 году, когда Фаине Анатольевне было уже тридцать семь. Но прошло еще несколько лет, прежде чем она стала скульптором-профессионалом. И первое же ее большое произведение — статуя «Пионерка», созданная в соавторстве с
кировским скульптором М. М. Кошкиным, получило признание широкого
зрителя. Она экспонировалась на республиканских и Всесоюзных выставках, была показана среди лучших произведений года, выдвинутых на соискание Государственной премии (1954 г). С этого времени имя скульптора Шпак встречается в каталогах почти всех крупных смотров произведений художников Российской Федерации.


Своя, любимая и понятая, тема, искренность, серьезность идейного замысла, своеобразие пластического решения отличают лучшие произведения этого талантливого скульптора.

Инна Алексеевна Широкова (1937-2019), дочь Фаины Анатольевны Шпак, Заслуженный художник РСФСР. Картина «Мои родители. Из воспоминаний»
Инна Алексеевна Широкова (1937-2019), дочь Фаины Анатольевны Шпак, Заслуженный художник РСФСР. Картина «Мои родители. Из воспоминаний»


Фаина Анатольевна выросла в семье сельских учителей. Отец ее, Анатолий Алексеевич Шпак, был одним из тех революционно настроенных интеллигентов, которые смысл своей жизни видели в просвещении народа и борьбе за его благо.

Девочке было всего три года, когда в 1909 году Анатолий Алексеевич
был выслан властями за «неблагонадежность» из села Великая Река за
пределы Вятской губернии, а мать с детьми переведена учительствовать в глухое село Пустоши Орловского уезда.

Фаина Анатольевна Шпак, «Агролаборатория колхоза "Красный Октябрь"»
Фаина Анатольевна Шпак, «Агролаборатория колхоза "Красный Октябрь"»

После долгих мытарств отцу удалось устроиться в редакцию газеты
«Пермская речь», но ненадолго. Частые аресты отца, материальные лишения, переезд из Перми в Казань и другие вынужденные перемены места жительства и, наконец, по истечении срока высылки Анатолия Алексеевича возвращение на вятскую землю, на этот раз в Орлов — таковы детские впечатления будущей художницы.

Орлов — тихий и зеленый городок на берегу Вятки славный своими революционными традициями, не менее чем своей древней историей. Царское правительство не раз высылало сюда революционно настроенных людей. Эта земля вспоила и Степана Халтурина.

Пример родителей, рассказы о прошлом города, о благородных людях-борцах за дело народа, события первых послереволюционных лет волновали девочку, незаметно формировали ее взгляды на жизнь, на ее
смысл и красоту. Постепенно созревало и желание научиться рисовать, писать, стать художником. Это желание пробудил отец, горячо любивший
живопись и отдававший ей все свободное время. Поэтому после оконча-
ния школы сомнений у девушки не было — путь выбран. Как только мате-
риальное положение семьи позволило Фаине Анатольевне продолжить образование, она поступила в художественно-промышленный техникум в городе Вятке.

Три года учебы (1925—1923) дали многое и в профессиональном отношении и в понимании цели и смысла занятий искусством. Живопись в техникуме преподавали Алексей Николаевич Князев и Михаил Афанасьевич Демидов. Влияние последнего было особенно велико. Крупный художник-портретист и прекрасный педагог, Демидов учил своих воспитанников глубокому и страстному отношению к искусству, развивал у них вкус к широким и разносторонним знаниям.

Фаина Анатольевна Шпак, «Портрет мастерицы Пенкиной Е. И. за работой»
Фаина Анатольевна Шпак, «Портрет мастерицы Пенкиной Е. И. за работой»

Поступить в институт удалось не сразу. Три года ушло на преподавательскую работу в школе кружевниц города Советска, а затем в общеобразовательной школе на Косинской бумажной фабрике. За эти годы сложилась и личная жизнь Фаины Анатольевны. Она вышла замуж за товарища по училищу Алексея Широкова. Вместе с ним она и поступила в 1931 году в Ленинградскую Академию художеств.

Здесь Фаина Анатольевна прошла серьезную школу рисунка и живописи у А. И. Савинова. Формалистические веяния, которых немало было в годы учебы в техникуме и академии, не задели молодую художницу.
Здоровый реалистический вкус, уважение к высоким традициям русского национального искусства были и остались ее творческим кредо.
В годы учения в академии Фаину Анатольевну больше всего привлекала жанровая живопись. Здесь сказывалось и влияние глубоко почитаемого
учителя и пример мужа, очень способного жанриста.

Окончив академию в 1939 году. Шпак вернулась в город Киров. Вместе
с ней сюда приехали и другие выпускники академии: Алексей Широков (её муж), Алексей Потехин, Филипп Пестов. Приезд этой группы молодежи самым благотворным образом сказался на формировании и направлении всей творческой деятельности недавно (1939) организованного в Кирове отделения Союза художников. В то время в отделении было немного художников, имевших специальное профессиональное образование.

Фаина Анатольевна охотно делилась своими знаниями с товарищами
по искусству. Ее советы помогли окрепнуть профессиональному мастерству ряда кировских художников.

Работа молодых художников над эскизами картин, поездки по области
в поисках этюдного материала, самоотчеты, оживленное обсуждение результатов их поисков — все это делало жизнь коллектива интересной, содержательной, наполненной раздумьями о призвании художника, о смысле и цели его творчества.

Фаина Анатольевна Шпак, «Школьники»
Фаина Анатольевна Шпак, «Школьники»

Результаты этой работы не замедлили сказаться. Несколько кировских
художников успешно выступили на республиканских выставках в Москве.
Для Фаины Анатольевны два предвоенных года были очень насыщенны событиями. Она с увлечением работает научным сотрудником областного художественного музея, изучает его замечательный фонд, ближе знакомится с творчеством больших художников-вятичей. Одновременно работает и как художник. Много пишет маслом, ищет свою тему. Правда, завершить эти поиски в те годы ей не удается — начинается Великая Отечественная война.

Вместе с оставшимися в городе художниками Фаина Анатольевна делает все, что диктовалось нуждами сурового времени: рисует плакаты, оформляет книги, пишет панно для призывных пунктов и клубов, выполняет любое поручение партийных и советских организаций: будь то заказ на декоративное оформление улицы или призывной транспарант.
Война принесла большое горе Фаине Анатольевне — в 1943 году поги-
бает на фронте её муж Алексей Петрович Широков. Фаина Анатольевна
остается одна с двумя маленькими детьми. Порой горе кажется беспросветным, непомерно тяжелым. В какой-то мере оно избывается в неустанной работе, в общении с товарищами. И в небольших скульптурных эскизах «Прощание» и «Горе».

Эти первые скульптурные произведения Фаины Анатольевны, исполненные ею для себя, без мысли когда-либо показать их зрителю, были, однако, замечены и высоко оценены ее коллегами. И прежде всего Евгением Ивановичем Чарушиным, в годы войны работавшим в городе Кирове.

В эскизах Шпак оценили глубину, правду чувства, искренность и незаурядные пластические достоинства. Особенно это выразилось в композиции «Прощание», изображающей солдата с ребенком. Это было первое признание. Но тогда еще Шпак не решилась оставить живопись и всерьез заняться скульптурой. Первые послевоенные годы (1945—1951) она продолжает работать как живописец и создает четыре больших картины: «Ф. Э. Дзержинский в Кайской ссылке», «Побег Ф. Э. Дзержинского из Кайской ссылки», «Школьники», «На аттестат зрелости».

«Побег Ф.Э. Дзержинского из Кайской ссылки»
«Побег Ф.Э. Дзержинского из Кайской ссылки»

Анализ живописных произведений Шпак не входит в задачу статьи.
Здесь надо лишь сказать, что эти картины были значительным явлением в
творческой жизни коллектива кировских художников. С живописными произведениями Ф. Шпак, с ее творчеством познакомились зрители и на республиканских выставках в Москве.

Работая еще над картинами, Фаина Анатольевна нашла по существу
свею главную тему — юность. За пятнадцать лет творчества в области
скульптуры (1951—1966) Шпак создала более сорока станковых и декоративно-монументальных произведений и большинство их освятила молодежи. Чистый и глубокий пламень детской души («Пионерка», «Володя Ульянов», «Павлик Морозов»), радость труда и творческой пытливой мысли («Юный моделист», «Навстречу жизни», «Лесоруб», «Хозяйка полей»), любование поэтической красотой мира («Юность», «Утро», «Аленушка») — вот те основные планы, в которых раскрывается большая тема юности в произведениях Шпак.

Фаина Анатольевна Шпак, «Пионерка»
Фаина Анатольевна Шпак, «Пионерка»

Ее излюбленный материал — дерево, пластические возможности которого скульптор хорошо чувствует и умело использует. В статуе «Пионерка» (1953) впечатление свежести, задора, душевного здоровья возникает уже из самого композиционного пластического мотива статуи — стройной вертикали фигуры девочки. Она поставлена легко и свободно, голова слегка приподнята, спокойно опущенные руки любовно держат книгу. Вся пластическая форма вырубленной в дереве статуи словно пружинит. Поверхность материала то упруго гладкая (в лице и руках), то свободно обработанная (в одежде), обогащает общее впечатление от произведения. Очень милое, чуть курносое лицо с лучистым взглядом и добрыми детскими ямочками словно излучает ровный и ясный свет.

Продолжение следует...