Статья искусствоведа, члена ССХ К. П. Анисовой, для каталога Фаины Анатольевны Шпак, выпущенного в 1966 г
Фаина Анатольевна Шпак родилась 27 августа 1906 года.
Творческий путь Фаины Анатольевны Шпак сложился своеобразно. Любя и понимая живопись, готовя себя к труду живописца-профессионала и многие годы занимаясь живописью, Фаина Анатольевна, тем не менее, нашла себя как художник не в этом виде искусства, а в скульптуре, которой начала заниматься уже будучи зрелым человеком. Она создала свои первые скульптурные произведения в один из трудных годов Великой Отечественной войны, в 1943 году, когда Фаине Анатольевне было уже тридцать семь. Но прошло еще несколько лет, прежде чем она стала скульптором-профессионалом. И первое же ее большое произведение — статуя «Пионерка», созданная в соавторстве с
кировским скульптором М. М. Кошкиным, получило признание широкого
зрителя. Она экспонировалась на республиканских и Всесоюзных выставках, была показана среди лучших произведений года, выдвинутых на соискание Государственной премии (1954 г). С этого времени имя скульптора Шпак встречается в каталогах почти всех крупных смотров произведений художников Российской Федерации.
Своя, любимая и понятая, тема, искренность, серьезность идейного замысла, своеобразие пластического решения отличают лучшие произведения этого талантливого скульптора.
Фаина Анатольевна выросла в семье сельских учителей. Отец ее, Анатолий Алексеевич Шпак, был одним из тех революционно настроенных интеллигентов, которые смысл своей жизни видели в просвещении народа и борьбе за его благо.
Девочке было всего три года, когда в 1909 году Анатолий Алексеевич
был выслан властями за «неблагонадежность» из села Великая Река за
пределы Вятской губернии, а мать с детьми переведена учительствовать в глухое село Пустоши Орловского уезда.
После долгих мытарств отцу удалось устроиться в редакцию газеты
«Пермская речь», но ненадолго. Частые аресты отца, материальные лишения, переезд из Перми в Казань и другие вынужденные перемены места жительства и, наконец, по истечении срока высылки Анатолия Алексеевича возвращение на вятскую землю, на этот раз в Орлов — таковы детские впечатления будущей художницы.
Орлов — тихий и зеленый городок на берегу Вятки славный своими революционными традициями, не менее чем своей древней историей. Царское правительство не раз высылало сюда революционно настроенных людей. Эта земля вспоила и Степана Халтурина.
Пример родителей, рассказы о прошлом города, о благородных людях-борцах за дело народа, события первых послереволюционных лет волновали девочку, незаметно формировали ее взгляды на жизнь, на ее
смысл и красоту. Постепенно созревало и желание научиться рисовать, писать, стать художником. Это желание пробудил отец, горячо любивший
живопись и отдававший ей все свободное время. Поэтому после оконча-
ния школы сомнений у девушки не было — путь выбран. Как только мате-
риальное положение семьи позволило Фаине Анатольевне продолжить образование, она поступила в художественно-промышленный техникум в городе Вятке.
Три года учебы (1925—1923) дали многое и в профессиональном отношении и в понимании цели и смысла занятий искусством. Живопись в техникуме преподавали Алексей Николаевич Князев и Михаил Афанасьевич Демидов. Влияние последнего было особенно велико. Крупный художник-портретист и прекрасный педагог, Демидов учил своих воспитанников глубокому и страстному отношению к искусству, развивал у них вкус к широким и разносторонним знаниям.
Поступить в институт удалось не сразу. Три года ушло на преподавательскую работу в школе кружевниц города Советска, а затем в общеобразовательной школе на Косинской бумажной фабрике. За эти годы сложилась и личная жизнь Фаины Анатольевны. Она вышла замуж за товарища по училищу Алексея Широкова. Вместе с ним она и поступила в 1931 году в Ленинградскую Академию художеств.
Здесь Фаина Анатольевна прошла серьезную школу рисунка и живописи у А. И. Савинова. Формалистические веяния, которых немало было в годы учебы в техникуме и академии, не задели молодую художницу.
Здоровый реалистический вкус, уважение к высоким традициям русского национального искусства были и остались ее творческим кредо.
В годы учения в академии Фаину Анатольевну больше всего привлекала жанровая живопись. Здесь сказывалось и влияние глубоко почитаемого
учителя и пример мужа, очень способного жанриста.
Окончив академию в 1939 году. Шпак вернулась в город Киров. Вместе
с ней сюда приехали и другие выпускники академии: Алексей Широков (её муж), Алексей Потехин, Филипп Пестов. Приезд этой группы молодежи самым благотворным образом сказался на формировании и направлении всей творческой деятельности недавно (1939) организованного в Кирове отделения Союза художников. В то время в отделении было немного художников, имевших специальное профессиональное образование.
Фаина Анатольевна охотно делилась своими знаниями с товарищами
по искусству. Ее советы помогли окрепнуть профессиональному мастерству ряда кировских художников.
Работа молодых художников над эскизами картин, поездки по области
в поисках этюдного материала, самоотчеты, оживленное обсуждение результатов их поисков — все это делало жизнь коллектива интересной, содержательной, наполненной раздумьями о призвании художника, о смысле и цели его творчества.
Результаты этой работы не замедлили сказаться. Несколько кировских
художников успешно выступили на республиканских выставках в Москве.
Для Фаины Анатольевны два предвоенных года были очень насыщенны событиями. Она с увлечением работает научным сотрудником областного художественного музея, изучает его замечательный фонд, ближе знакомится с творчеством больших художников-вятичей. Одновременно работает и как художник. Много пишет маслом, ищет свою тему. Правда, завершить эти поиски в те годы ей не удается — начинается Великая Отечественная война.
Вместе с оставшимися в городе художниками Фаина Анатольевна делает все, что диктовалось нуждами сурового времени: рисует плакаты, оформляет книги, пишет панно для призывных пунктов и клубов, выполняет любое поручение партийных и советских организаций: будь то заказ на декоративное оформление улицы или призывной транспарант.
Война принесла большое горе Фаине Анатольевне — в 1943 году поги-
бает на фронте её муж Алексей Петрович Широков. Фаина Анатольевна
остается одна с двумя маленькими детьми. Порой горе кажется беспросветным, непомерно тяжелым. В какой-то мере оно избывается в неустанной работе, в общении с товарищами. И в небольших скульптурных эскизах «Прощание» и «Горе».
Эти первые скульптурные произведения Фаины Анатольевны, исполненные ею для себя, без мысли когда-либо показать их зрителю, были, однако, замечены и высоко оценены ее коллегами. И прежде всего Евгением Ивановичем Чарушиным, в годы войны работавшим в городе Кирове.
В эскизах Шпак оценили глубину, правду чувства, искренность и незаурядные пластические достоинства. Особенно это выразилось в композиции «Прощание», изображающей солдата с ребенком. Это было первое признание. Но тогда еще Шпак не решилась оставить живопись и всерьез заняться скульптурой. Первые послевоенные годы (1945—1951) она продолжает работать как живописец и создает четыре больших картины: «Ф. Э. Дзержинский в Кайской ссылке», «Побег Ф. Э. Дзержинского из Кайской ссылки», «Школьники», «На аттестат зрелости».
Анализ живописных произведений Шпак не входит в задачу статьи.
Здесь надо лишь сказать, что эти картины были значительным явлением в
творческой жизни коллектива кировских художников. С живописными произведениями Ф. Шпак, с ее творчеством познакомились зрители и на республиканских выставках в Москве.
Работая еще над картинами, Фаина Анатольевна нашла по существу
свею главную тему — юность. За пятнадцать лет творчества в области
скульптуры (1951—1966) Шпак создала более сорока станковых и декоративно-монументальных произведений и большинство их освятила молодежи. Чистый и глубокий пламень детской души («Пионерка», «Володя Ульянов», «Павлик Морозов»), радость труда и творческой пытливой мысли («Юный моделист», «Навстречу жизни», «Лесоруб», «Хозяйка полей»), любование поэтической красотой мира («Юность», «Утро», «Аленушка») — вот те основные планы, в которых раскрывается большая тема юности в произведениях Шпак.
Ее излюбленный материал — дерево, пластические возможности которого скульптор хорошо чувствует и умело использует. В статуе «Пионерка» (1953) впечатление свежести, задора, душевного здоровья возникает уже из самого композиционного пластического мотива статуи — стройной вертикали фигуры девочки. Она поставлена легко и свободно, голова слегка приподнята, спокойно опущенные руки любовно держат книгу. Вся пластическая форма вырубленной в дереве статуи словно пружинит. Поверхность материала то упруго гладкая (в лице и руках), то свободно обработанная (в одежде), обогащает общее впечатление от произведения. Очень милое, чуть курносое лицо с лучистым взглядом и добрыми детскими ямочками словно излучает ровный и ясный свет.
Продолжение следует...