Переносимся в 1989 год. В Ленинграде прошла выставка "Ив Сен-Лоран и театр". Некоторое время спустя, каталог этой выставки попадает ко мне в руки, и восьмилетний ребенок снова и снова перелистывает страницы, с удовольствием разглядывая яркие эскизы, которые так и хочется срисовать! Срисовывать,кстати, было сплошным удовольствием: простая техника, четкие силуэты, яркие цвета, главное–уловить пропорции.
Ниже я приведу выдержки текста из каталога, оставив их в пеервозданном виде, чтобы вы прониклись атмосферой времени.
Идея показать ленинградцам выставку «Ив Сен-Лоран и театр 1967–1984 гг.» принадлежит Ленинградскому государственному музею театрального и музыкального искусства. Выбор этот не случаен. Выставка коллекции крупнейшего французского модельера, покапанная в 1987 году в Эрмитаже, поразила своей откровенной театральностью, высокохудожественным отношением к бытовой моде, стремлением внести в неё игровое начало. Манекены в костюмах Ива Сен-Лорана составляли мизансцены разнообразных спектаклей на самые неожиданные сюжеты: от обрядовых действ Африки и Азии до великосветской парижской свадьбы. Было ясно, что перед нами мастер, обладающий огромной фантазией и широкими творческими возможностями. Со своей стороны, Иву Сен-Лорану хотелось дополнить и расширить впечатление о своём творчестве и предоставить советским зрителям свои работы в театре, где он постоянно трудится с 1957 года. Выставка «Ив Сен-Лоран и театр» уже демонстрировалась в Нью-Йорке, Лондоне и Париже.
Первым ярким театральным впечатлением Сен-Лорана был спектакль «Школа жён» Мольера в постановке Луи Жуве, который он увидел и 1947 году в Оране. Художником спектакля был Кристиан Берар. Великолепное зрелище очаровало молодого человека, и с того памятного дня страсть к театру не оставляет его. Ежегодно Ив Сен-Лоран создаёт новые фантастические коллекции модной одежды и одновременно продолжает заниматься макетами декораций и костюмами для театра и кино.
Первой самостоятельной работой Ива Сен-Лорана в театре были костюмы для балета «Сирано де Бержерак» Констана в 1959 году, в постановке замечательного французского балетмейстера Ролана Пети.
Своими учителями Ив Сен-Лоран называет русских художников начала XX века и считает, что они оказали наиболее сильное влияние на его художественное мировоззрение. Не случайно, одно из изданий, посвящённое творчеству французского художника, называется «Живые традиции Русских сезонов. Театральные фантазии Ива Сен-Лорана».
Художественная культура России, которую продемонстрировали блистательные «Русские сезоны», нашла во Франции самый горячий эмоциональный отклик. Невиданный успех выпал на долю художников Бакста, Бенуа, Головина, Рериха, Добужинского. Художественные достижения мирискусников в театре попали на благодатную почву Франции, ассимилировались с французской культурой и проросли сложными всходами новых талантов.
Ив Сен-Лоран прекрасно знает и любит русскую культуру. Знаком восхищения и душевной признательности стала его знаменитая коллекция 1976 года «Русские балеты и оперы». В этой работе объединились две страсти художника: мода и театр. Коллекция пользуется исключительным успехом во всём мире. В «Нью-Йорк таймс» был помещён восторженный отклик, в котором коллекция была названа «революционной» и «меняющей направление моды в мире».
Пожалуй, именно от русских художников Ив Сен-Лоран воспринял последовательное стремление к созданию синтетического зрелища, к полному слиянию с замыслами режиссёров, балетмейстеров, актёров. Эта благородная черта творческого метода художника способствует его успешному сотрудничеству с крупнейшими мастерами французского театра и кино. Ив Сен-Лоран плодотворно работает с трупной — Мадлен Рено — Жана-Луи Барро, где он оформил спектакли «Женитьба Фигаро» (1964 г.), «Там, за облаками» (1964 г.). «Гарольд и Мод» (1973 г.). С первой совместной работы Сен-Лоран стал одним из любимых художников балетмейстеров Ролана Пети, для которого он вы полнил костюмы к постановкам «Песнопения Мальдорора» Мариуса Констана (1962 г.), «Собор Парижской богоматери» Мориса Жарра (1965 г.) и, на конец, в 1973 году костюмы для Майи Плисецкой в балете «Гибель розы» Малера. В кинематографе Сен-Лоран сотрудничает с такими режиссёрами как Бунюэль, Трюффо, Ален Рене и, наконец, скажем что Сен-Лоран непревзойдённый мастер костюмов для музыкальных шоу. Звёзды парижской эстрады Зизи Жанмзр и Сильви Вартан выступают в его туалетах.
Создавая свои театральные эскизы, Ив Сен-Лоран вдохновлялся творчеством самых разнообразных художников: от Веласкеса до Пикассо и Матисса. Эмоциональное восприятие и переосмысливание картин великих мастеров ощущается в эскизах художника. Что интересно, Сен-Лоран и не пытается скрыть источники своего вдохновения, а выступает как откровенный стилизатор и интерпретатор, он явно ценит дополнительные ассоциации, которые возникают при рассматривании его эскизов. Художнику доставляет удовольствие любая возможность тем или иным образом вызвать у зрителя воспоминания о своих любимых полотнах. В истории русского театрально-декорационного искусства подобным примером стилизаторского мастерства является оформление Александром Бенуа балета «Павильон Армиды» Н. Черепнина, где Бенуа почти дословно воспроизводит эскизы костюмов французского художника XVIII века Луи Боке.
ИВ СЕН-ЛОРАН О СЕБЕ
Родился я 1 августа 1936 года в городе Оране к Алжире в семье страхового агента. Мои детские годы и юность прошли счастливо в кругу семьи. Между родителями и мною были добрые дружеские отношения, и у меня никогда не было ощущения, что они старше меня. Мама всегда была очень молода, элегантна, обожала праздники и красивую одежду. Мы очень дружили. Меня поражало ее умение понять меня и вообще людей, ее великодуише.
Когда вечером мать выходила из комнаты в вечернем платье, чтобы ехать на бал, мы с сестрами, у меня две младшие сестры, поджидали ее и коридоре и провожали восторженными восклицаниями, это был настоящий театральный выход, и я всегда ощущал его как театр. И, может быть, именно эти вечерние наряды матери и заставили меня все время рисовать платья, костюмы.
Правда, моя первая картниа, она сейчас висит и парижском салоне матери, называлась «Кермесса» и нарисовал я ее в 8 лет. Рисовать я начал очень рано. Сначала я «одевал» куклы моих сестер. Но настоящее первое платье я нарисовал позднее уже в Париже для матери. Это было маленькое черное платье для коктейля.
С ранних лет меня необыкновенно интересовал театр. В детстве я рисовал и строил декорации, делал маленьких кукол, одевал их в костюмы из старых тряпок, которые сам раскрашивал. Шить я тогда не умел, и мои костюмы были клееными.
Готовые спектакли я показывал моим сестрам и кузинам.
Самым значительным событием моего детства был спектакль «Школа жен Мольера», который я видел еще в Оране в постановке Луи Жуве и в декорациях Кристиана Берара. Я понял, что передо мной великие творения и что ничего более ее гениального я уже никогда не увижу.
Декорации и костюмы Кристиаиа Берара никогда не стареют. Они не реконструкция эпохи, они интерпретация эпохи. Для Берара главное в костюме — душа персонажа. Он обладает необыкновенным чувством линии. Сейчас театральные художники только реконструируют костюм. Это не так интересно. Надо воссоздать климат эпохи, а затем «одевать» ее, творить для нее костюм, а не копировать старые костюмы.
Когда мне было 14 лет, я соорудил ящик размером с письменный стол для кукольного театра. Поставил спектакли: «Школа жен» Мольера, «Двуглавый орёл» Кокто, «Для Лукреции» Жироду. Однажды при показе спектакля «Жанна д'Арк» Бернарда Шоу, я разжег настоящий костер, от которого, к моему несчастью, театр сгорел.
В Оране я учился сначала и колледже, а затем в лицее. Мои любимые предметы; латынь, философия, французский язык. До 17 лет я читал, в основном, пьесы Жана Ануйя, Андре Жида, Марселя Пруста. Из пьес Жида я предпочитал «Саула», а у Пруста «Вечера у мадам Вердюрен».
Я вообще много читаю и прежде всего IПруста, но я никогда не дочитывал до конца его произведение «В поисках утраченного времени». Я постоянно возвращаюсь назад к прочитанному. Мне кажется, что в тот день, когда я его дочитаю до конца, что-то во мне сломается, оборвется. Я очень люблю Пруста. Ни один писатель не говорил с такой мягкостью, как он. Мне кажется, мы могли бы стать друзьями, хотя он может быть и не захотел бы такого друга, как я.
Мне бы и самому хотелось быть писателем. Был даже период, когда я много писал, но потом, убедившись, что невозможно стать писателем, когда голова днем и ночью занята только модой, одеждой, я перестал писать.
В детстве я более всего любил свое одиночество в комнате. Именно там в возрасте 11 лет я начал заниматься театром. Я вообще очень одинок и ненавижу путешествия. Моё воображение сильнее разыгрывается мысленно, когда я читаю или смотрю альбомы с фотографиями страны, например. Индии или Египта, где я никогда не был. Самые для меня прекрасные путешествия в моем воображении. Главное заставить работать воображение. Одно из самых красивых илатьев я создал для женщины с картины, с Вермееровской «Женщины с жемчужиной». Я вообразил ее в жизни, какое она смогла бы носить платье.
Я всегда стремился в Париж, куда и поехал после окончания лицея в возрасте 17 лет, имея рекомендательное письмо к директору журнала «Vogue» Мишелю Брюнхофу. Он попросил меня что-нибудь нарисовать. Мои рисунки костюмов показались ему интересными, и он представил меня Кристиану Диору.
Но странной случайности, своими рисунками я угадал основное направление новой коллекции Диора. Все были поражены, и Мишель Брюнхоф устроил меня в школу модельеров. Там было очень скучно, и я с трудом выдержал только три месяца. Затем я поступил в фирму Диора.
В своей работе модельера я всегда стремлюсь к чистоте линий Матисса, а в одежде это очень сложно. Живопись я открыл для себя еще в Оране. Я никогда не учился рисовать и знаю, что рисую неважно, просто я выразителен. Хотя мне хотелось бы быть и художником. Очень люблю Матисса, люблю его яркие тона, четкую линию. Его серия «Марокканки» — великолепна.
Но люблю я и других художников: огромные как океан платья Веласкеса, торжественность белизны у Манэ, как белизна платья в его картинах «Балкон» и «Портрет Берты Моризо». Очень возвышенны и вполне современны женские портреты прерафаэлитов.
Люблю и Бернара Бюффе. А музеи ненавижу: они мертвы.
В театре мне повезло работать с актерами, которыми я восхищался еще в 14 лет.
Я сделал костюмы для Жана-Луи Барро и Мадлен Рено в «Женитьбе Фигаро». Это был последний выход Мадлен Рено в роли графини. Она прощалась е этой ролью. Это было и Нью-Йорке. Я работал с Ядвигой Фейер, делал для нее костюм для спектакля «Милый обманщик». Когда-то она поразила меня в «Двуглавом орле» Кокто. На ней был костюм Кристиана Берара.
Театральный костюм? — Это силуэт. И надо, чтобы по нему сразу же узнавались персонажи. Вот Гамлет, вот Отелло, вот Мизантроп.
Я люблю работать и для кино. Но мне необходим тесный контакт с режиссером. Вот к примеру, с Бунюэлем работать было легко. Всего три часа работы, и он принял все, что я ему предложил. Для кино я «одел» многих актрис: Катрин Денев, Клаудиа Кардинале, Софи Лорен, Мадден Рено, Анни Дюпре.
- В 1967 году издательство Тщу издает книгу Сен-Лорана «Скверная Лю- лю». Ото история в картинках, где текст и графический материал созданы Ивом Сен-Лораном.
- В 1968 году Нью-Йоркская, а затем и Лондонская галереи организуют выставки театральных рисунков Ива Сен-Лорана. Дважды в 1974 и 1978 годах Парижская галерея «Просцениум» организовывает нм станку макетов театральных декораций и костюмов.
- В 1981 году он создает академическое форменное платье для Маргерит Юрсенар, первой женщины, избранной во Французскую Академию. С 1983 году в толковом словаре «Лирус» появляется статья об Иве Сен-Лоране. И в том же году в Нью-Йоркском музее «Метрополитен» организуется ретрпснективная выставка «Ив Сен-Лоран. 25 лет творчества». Впервые выставка такого масштаба организуется при жизни модельера.
- 12 марта 1985 президент Французской Республики Франсуа Миттеран вручает Иву Сен-Лорану в Елисейском Дворце орден Почетного Легиона, и в том же 1985 году в Пекинском Дворце искусств представлена ретроспективная выставка «Ив Сен-Лоран 1958 -1985».
- 23 октября 1985 года Иву Сен-Лорану присуждается «Оскар лучшего модельера».
- В 1986 году в Париже состоялись две выставки: «Ив Сен-Лоран, 28 лет творчества» и «Ив Сен-Лоран и театр». По случаю этих двух выставок издательство Хершер выпустило две книги: «Ив Сен-Лоран глазами Ива Сен-Лорана» и «Ив Сен-Лоран и театр».
- В ноябре 1986 года Сен-Лоран назначен старшим советником при Министерстве легкой и текстильной промышленности Китайской народной республики.
- В 1986—1987 годах — выставки в Москве и в Государственном Эрмитаже в Ленинграде «Ив Сен-Лоран. 28 лет творчества».
- 20 ноября 1987 года Президент сената Франции Ален Поэр вручает Иву Сен-Лорану золотую медаль и Почетный диплом Вайцмановского института.