Найти в Дзене
Fashion Drawing School

Ив Сен-Лоран и театр

Переносимся в 1989 год. В Ленинграде прошла выставка "Ив Сен-Лоран и театр". Некоторое время спустя, каталог этой выставки попадает ко мне в руки, и восьмилетний ребенок снова и снова перелистывает страницы, с удовольствием разглядывая яркие эскизы, которые так и хочется срисовать! Срисовывать,кстати, было сплошным удовольствием: простая техника, четкие силуэты, яркие цвета, главное–уловить пропорции.

Ниже я приведу выдержки текста из каталога, оставив их в пеервозданном виде, чтобы вы прониклись атмосферой времени.

"Собор Парижской Богоматери". Балет по роману Виктора Гюго. Музыка Мориса Жара, Хореография Ролана Пети. Костюмы Ива Сен-Лорана. "Гранд-Опера". Париж. 1965.
"Собор Парижской Богоматери". Балет по роману Виктора Гюго. Музыка Мориса Жара, Хореография Ролана Пети. Костюмы Ива Сен-Лорана. "Гранд-Опера". Париж. 1965.

Идея показать ленинградцам выставку «Ив Сен-Лоран и театр 1967–1984 гг.» принадлежит Ленинградскому государственному музею театрального и музыкального искусства. Выбор этот не случаен. Выставка коллекции крупнейшего французского модельера, покапанная в 1987 году в Эрмитаже, поразила своей откровенной театральностью, высокохудожественным отношением к бытовой моде, стремлением внести в неё игровое начало. Манекены в костюмах Ива Сен-Лорана составляли мизансцены разнообразных спектаклей на самые неожиданные сюжеты: от обрядовых действ Африки и Азии до великосветской парижской свадьбы. Было ясно, что перед нами мастер, обладающий огромной фантазией и широкими творческими возможностями. Со своей стороны, Иву Сен-Лорану хотелось дополнить и расширить впечатление о своём творчестве и предоставить советским зрителям свои работы в театре, где он по­стоянно трудится с 1957 года. Выставка «Ив Сен-Лоран и театр» уже демонстрировалась в Нью-Йорке, Лондоне и Париже.

"Сирано де Бержерак". Балет по пьесе Эдмона Ростана. Хореография Ролана Пети, музыка Мариуса Констана. Костюмы Ива Сен-Лорана. Театр "Альгамбра". 1959
"Сирано де Бержерак". Балет по пьесе Эдмона Ростана. Хореография Ролана Пети, музыка Мариуса Констана. Костюмы Ива Сен-Лорана. Театр "Альгамбра". 1959

Первым ярким театральным впечатлением Сен-Лорана был спектакль «Школа жён» Мольера в постановке Луи Жуве, который он увидел и 1947 году в Оране. Художником спектакля был Кристиан Берар. Великолепное зрелище очаровало молодого человека, и с того памятного дня страсть к театру не оставляет его. Ежегодно Ив Сен-Лоран создаёт новые фантастические коллекции модной одежды и одновременно продолжает заниматься макетами декораций и костюмами для театра и кино.

Первой самостоятельной работой Ива Сен-Лорана в театре были костюмы для балета «Сирано де Бержерак» Констана в 1959 году, в постановке замечательного французского балетмейстера Ролана Пети.

Своими учителями Ив Сен-Лоран называет русских художников начала XX века и считает, что они оказали наиболее сильное влияние на его художественное миро­воззрение. Не случайно, одно из изданий, посвящённое творчеству французского ху­дожника, называется «Живые традиции Русских сезонов. Театральные фантазии Ива Сен-Лорана».

"Сирано де Бержерак". Балет по пьесе Эдмона Ростана. Хореография Ролана Пети, музыка Мариуса Констана. Костюмы Ива Сен-Лорана. Театр "Альгамбра". 1959
"Сирано де Бержерак". Балет по пьесе Эдмона Ростана. Хореография Ролана Пети, музыка Мариуса Констана. Костюмы Ива Сен-Лорана. Театр "Альгамбра". 1959

Художественная культура России, которую продемонстрировали блистательные «Русские сезоны», нашла во Франции самый горячий эмоциональный отклик. Невиданный успех выпал на долю художников Бакста, Бенуа, Головина, Рериха, Добужинского. Художественные достижения мирискусников в театре по­пали на благодатную почву Франции, ассимилировались с французской культурой и проросли сложными всходами новых талантов.

Ив Сен-Лоран прекрасно знает и любит русскую культуру. Знаком восхищения и душевной признательности стала его знаменитая коллекция 1976 года «Русские бале­ты и оперы». В этой работе объединились две страсти художника: мода и театр. Кол­лекция пользуется исключительным успехом во всём мире. В «Нью-Йорк таймс» был помещён восторженный отклик, в котором коллекция была названа «революционной» и «меняющей направление моды в мире».

Эскиз к коллекции “Opéras - Ballets russes” Musée Yves Saint Laurent Paris
Эскиз к коллекции “Opéras - Ballets russes” Musée Yves Saint Laurent Paris

Пожалуй, именно от русских художников Ив Сен-Лоран воспринял последовательное стремление к созданию синтетического зрелища, к полному слиянию с замыслами режиссёров, балетмейстеров, актёров. Эта благородная черта творческого метода художника способствует его успешному сотрудничеству с крупнейшими мастерами французского театра и кино. Ив Сен-Лоран плодотворно работает с трупной — Мадлен Рено — Жана-Луи Барро, где он оформил спектакли «Женитьба Фигаро» (1964 г.), «Там, за облаками» (1964 г.). «Гарольд и Мод» (1973 г.). С первой совместной работы Сен-Лоран стал одним из любимых художников балетмейстеров Ролана Пети, для которого он вы полнил костюмы к постановкам «Песнопения Мальдорора» Мариуса Констана (1962 г.), «Собор Парижской богоматери» Мориса Жарра (1965 г.) и, на конец, в 1973 году костюмы для Майи Плисецкой в балете «Гибель розы» Малера. В кинематографе Сен-Лоран сотрудничает с такими режиссёрами как Бунюэль, Трюффо, Ален Рене и, наконец, скажем что Сен-Лоран непревзойдённый мастер костюмов для музыкальных шоу. Звёзды парижской эстрады Зизи Жанмзр и Сильви Вартан выступают в его туалетах.

Балет "Испанская рапсодия" Розана Пети, декорации и костюмы Ива Сен-Лорана. Народный национальный театр (TPN)& Париж 1962
Балет "Испанская рапсодия" Розана Пети, декорации и костюмы Ива Сен-Лорана. Народный национальный театр (TPN)& Париж 1962

Создавая свои театральные эскизы, Ив Сен-Лоран вдохновлялся творчеством са­мых разнообразных художников: от Веласкеса до Пикассо и Матисса. Эмоциональное восприятие и переосмысливание картин великих мастеров ощущается в эскизах художника. Что интересно, Сен-Лоран и не пытается скрыть источники своего вдохновения, а выступает как откровенный стилизатор и интерпретатор, он явно ценит дополнительные ассоциации, которые возникают при рассматривании его эскизов. Художнику доставляет удовольствие любая возможность тем или иным образом вызвать у зрителя воспоминания о своих любимых полотнах. В истории русского театрально-декорационного искусства подобным примером стилизаторского мастерства является оформление Александром Бенуа балета «Павильон Армиды» Н. Черепнина, где Бенуа почти дословно воспроизводит эскизы костюмов французского художника XVIII века Луи Боке.

«Балаган». Балет. Сценарий Бориса Кохно. Хореография Ролана Пети. Музыка Анри Соге. Возобновление для французского телевидения спектакля 1945 года Театра на Елисейчких полях. 1961
«Балаган». Балет. Сценарий Бориса Кохно. Хореография Ролана Пети. Музыка Анри Соге. Возобновление для французского телевидения спектакля 1945 года Театра на Елисейчких полях. 1961
Эстрадный танец «Шалопи»
Эстрадный танец «Шалопи»

ИВ СЕН-ЛОРАН О СЕБЕ

Родился я 1 августа 1936 года в городе Оране к Алжире в семье страхового агента. Мои детские годы и юность прошли счастливо в кругу семьи. Между родителями и мною были добрые дружеские отношения, и у меня никогда не было ощущения, что они старше меня. Мама всегда была очень молода, элегантна, обожала праздники и красивую одежду. Мы очень дружили. Меня поражало ее умение понять меня и вообще людей, ее великодуише.
Когда вечером мать выходила из комнаты в вечернем платье, чтобы ехать на бал, мы с сестрами, у меня две младшие сестры, поджидали ее и коридоре и провожали восторженными восклицаниями, это был настоящий театральный выход, и я всегда ощущал его как театр. И, может быть, именно эти вечерние наряды матери и заставили меня все время рисовать платья, костюмы.
Правда, моя первая картниа, она сейчас висит и парижском салоне матери, назы­валась «Кермесса» и нарисовал я ее в 8 лет. Рисовать я начал очень рано. Сначала я «одевал» куклы моих сестер. Но настоящее первое платье я нарисовал позднее уже в Париже для матери. Это было маленькое черное платье для коктейля.
С ранних лет меня необыкновенно интересовал театр. В детстве я рисовал и строил декорации, делал маленьких кукол, одевал их в костюмы из старых тряпок, которые сам раскрашивал. Шить я тогда не умел, и мои костюмы были клееными.
Готовые спектакли я показывал моим сестрам и кузинам.
Самым значительным событием моего детства был спектакль «Школа жен Мольера», который я видел еще в Оране в постановке Луи Жуве и в декорациях Кристиана Берара. Я понял, что передо мной великие творения и что ничего более ее гениального я уже никогда не увижу.

«Влюбленный дьявол». Балет по сценарию Жана Ануй. Музыка Анри Дютийе. Хореография Ролана Пети. Незавершенный спектакль. 1965
«Влюбленный дьявол». Балет по сценарию Жана Ануй. Музыка Анри Дютийе. Хореография Ролана Пети. Незавершенный спектакль. 1965
Декорации и костюмы Кристиаиа Берара никогда не стареют. Они не реконструк­ция эпохи, они интерпретация эпохи. Для Берара главное в костюме — душа персонажа. Он обладает необыкновенным чувством линии. Сейчас театральные художники только реконструируют костюм. Это не так интересно. Надо воссоздать климат эпохи, а затем «одевать» ее, творить для нее костюм, а не копировать старые костюмы.
Когда мне было 14 лет, я соорудил ящик размером с письменный стол для кукольного театра. Поставил спектакли: «Школа жен» Мольера, «Двуглавый орёл» Кокто, «Для Лукреции» Жироду. Однажды при показе спектакля «Жанна д'Арк» Бернарда Шоу, я разжег настоящий костер, от которого, к моему несчастью, театр сгорел.

В Оране я учился сначала и колледже, а затем в лицее. Мои любимые предметы; латынь, философия, французский язык. До 17 лет я читал, в основном, пьесы Жана Ануйя, Андре Жида, Марселя Пруста. Из пьес Жида я предпочитал «Саула», а у Пруста «Вечера у мадам Вердюрен».
Я вообще много читаю и прежде всего IПруста, но я никогда не дочитывал до конца его произведение «В поисках утраченного времени». Я постоянно возвращаюсь назад к прочитанному. Мне кажется, что в тот день, когда я его дочитаю до конца, что-то во мне сломается, оборвется. Я очень люблю Пруста. Ни один писатель не говорил с такой мягкостью, как он. Мне кажется, мы могли бы стать друзьями, хотя он может быть и не захотел бы такого друга, как я.
Мне бы и самому хотелось быть писателем. Был даже период, когда я много писал, но потом, убедившись, что невозможно стать писателем, когда голова днем и ночью за­нята только модой, одеждой, я перестал писать.

В детстве я более всего любил свое одиночество в комнате. Именно там в возрасте 11 лет я начал заниматься театром. Я вообще очень одинок и ненавижу путешествия. Моё воображение сильнее разыгрывается мысленно, когда я читаю или смотрю аль­бомы с фотографиями страны, например. Индии или Египта, где я никогда не был. Самые для меня прекрасные путешествия в моем воображении. Главное заставить работать воображение. Одно из самых красивых илатьев я создал для женщины с картины, с Вермееровской «Женщины с жемчужиной». Я вообразил ее в жизни, ка­кое она смогла бы носить платье.
Я всегда стремился в Париж, куда и поехал после окончания лицея в возрасте 17 лет, имея рекомендательное письмо к директору журнала «Vogue» Мишелю Брюнхофу. Он попросил меня что-нибудь нарисовать. Мои рисунки костюмов показались ему интересными, и он представил меня Кристиану Диору.
Но странной случайности, своими рисунками я угадал основное направление новой коллекции Диора. Все были поражены, и Мишель Брюнхоф устроил меня в школу модельеров. Там было очень скучно, и я с трудом выдержал только три месяца. Затем я поступил в фирму Диора.
Шоу-ревю Зизи Жанмер. Постановка Ролана Пети. Декорации и костюмы  Ива Сен-Лорана. «Казино де Пари». Париж. 1972
Шоу-ревю Зизи Жанмер. Постановка Ролана Пети. Декорации и костюмы Ива Сен-Лорана. «Казино де Пари». Париж. 1972

Балеты Ролана Пети. Рисунок Ива Сен-Лорана
Балеты Ролана Пети. Рисунок Ива Сен-Лорана
В своей работе модельера я всегда стремлюсь к чистоте линий Матисса, а в одежде это очень сложно. Живопись я открыл для себя еще в Оране. Я никогда не учился рисовать и знаю, что рисую неважно, просто я выразителен. Хотя мне хотелось бы быть и художником. Очень люблю Матисса, люблю его яркие тона, четкую линию. Его серия «Марокканки» — великолепна.
Но люблю я и других художников: огромные как океан платья Веласкеса, тор­жественность белизны у Манэ, как белизна платья в его картинах «Балкон» и «Портрет Берты Моризо». Очень возвышенны и вполне современны женские портреты прерафаэлитов.
Люблю и Бернара Бюффе. А музеи ненавижу: они мертвы.
Шоу-ревю Зизи Жанмер. Постановка Ролана Пети. Декорации и костюмы  Ива Сен-Лорана. «Казино де Пари». Париж. 1970
Шоу-ревю Зизи Жанмер. Постановка Ролана Пети. Декорации и костюмы Ива Сен-Лорана. «Казино де Пари». Париж. 1970
В театре мне повезло работать с актерами, которыми я восхищался еще в 14 лет.
Я сделал костюмы для Жана-Луи Барро и Мадлен Рено в «Женитьбе Фигаро». Это был последний выход Мадлен Рено в роли графини. Она прощалась е этой ролью. Это было и Нью-Йорке. Я работал с Ядвигой Фейер, делал для нее костюм для спектакля «Милый обманщик». Когда-то она поразила меня в «Двуглавом орле» Кокто. На ней был костюм Кристиана Берара.
Театральный костюм? — Это силуэт. И надо, чтобы по нему сразу же узнавались персонажи. Вот Гамлет, вот Отелло, вот Мизантроп.
Я люблю работать и для кино. Но мне необходим тесный контакт с режиссером. Вот к примеру, с Бунюэлем работать было легко. Всего три часа работы, и он принял все, что я ему предложил. Для кино я «одел» многих актрис: Катрин Денев, Клаудиа Кардинале, Софи Лорен, Мадден Рено, Анни Дюпре.
«Милый лжец» Джерома Килти в переводе Жана Кокто. Постановка Джерома Килти. Костюмы Ива Сен-Лорана. 1980
«Милый лжец» Джерома Килти в переводе Жана Кокто. Постановка Джерома Килти. Костюмы Ива Сен-Лорана. 1980
  • В 1967 году издательство Тщу издает книгу Сен-Лорана «Скверная Лю- лю». Ото история в картинках, где текст и графический материал созданы Ивом Сен-Лораном.
  • В 1968 году Нью-Йоркская, а затем и Лондонская галереи организуют выставки театральных рисунков Ива Сен-Лорана. Дважды в 1974 и 1978 годах Парижская галерея «Просцениум» организовывает нм станку макетов теат­ральных декораций и костюмов.
  • В 1981 году он создает академическое форменное платье для Маргерит Юрсенар, первой женщины, избранной во Французскую Академию. С 1983 году в толковом словаре «Лирус» появляется статья об Иве Сен-Лоране. И в том же году в Нью-Йоркском музее «Метрополитен» организуется ретрпснективная выставка «Ив Сен-Лоран. 25 лет творчества». Впервые выставка такого масштаба организуется при жизни модельера.
  • 12 марта 1985 президент Французской Республики Франсуа Миттеран вручает Иву Сен-Лорану в Елисейском Дворце орден Почетного Легиона, и в том же 1985 году в Пекинском Дворце искусств представлена ретроспек­тивная выставка «Ив Сен-Лоран 1958 -1985».
  • 23 октября 1985 года Иву Сен-Лорану присуждается «Оскар лучшего мо­дельера».
  • В 1986 году в Париже состоялись две выставки: «Ив Сен-Лоран, 28 лет творчества» и «Ив Сен-Лоран и театр». По случаю этих двух выставок изда­тельство Хершер выпустило две книги: «Ив Сен-Лоран глазами Ива Сен-Ло­рана» и «Ив Сен-Лоран и театр».
  • В ноябре 1986 года Сен-Лоран назначен старшим советником при Министерстве легкой и текстильной промышленности Китайской народной республики.
  • В 1986—1987 годах — выставки в Москве и в Государственном Эрмитаже в Ленинграде «Ив Сен-Лоран. 28 лет творчества».
  • 20 ноября 1987 года Президент сената Франции Ален Поэр вручает Иву Сен-Лорану золотую медаль и Почетный диплом Вайцмановского института.