Найти тему
Группа ЭкоЛайн

Рефилл с душком гринвошинга

Выпуск еженедельной рубрики #РСОсАннойГаркушей. Анна Гаркуша — известный эксперт в области обращения с отходами и руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «РазДельный Сбор».

Refill с английского переводится как «наполнение, дозаполнение, перезаполнение».
В моем понимании смысл рефилла состоит в том, чтобы в уже имеющуюся емкость добавить чего-то из другого источника, чтобы не покупать новую емкость.
Этому вполне соответствуют модели продаж продукции через станции рефилла, или покупка молока в свой бидон (рефилл в СССР), или налить воды в свою бутылку в кафе, или, на крайний случай, купить 3-5 литровую бутыль (канистру) какого-то средства, и переливать из него в удобную бутылочку с дозатором. Моя семья так пользуется жидким мылом.

Кстати, про большой литраж и доливание. Практичные хозяйки приветствуют большой литраж. Но не все. Мне приходилось слышать мнения, что 3 литра шампуня хватит на очень долго, это перебор. Вполне возможно, что если в семье одна женщина, и ей не требуется мыть голову ежедневно, то ей и литра за глаза и за уши. Но есть и другой аспект.

Современный маркетинг предлагает великое множество вариантов шампуня для разного типа волос, и каждый бренд «кричит» своей упаковкой – выбери меня!
И чтобы у женщины была потребность снова прийти в магазин и озадачиться выбором, бутылочки небольшие.

Со мной так было «в прошлой жизни». Когда понимания проблемы еще не было, а деньги уже были, я чуть ли не каждый месяц пробовала новый шампунь, или бальзам, или крем для лица. Дизайн обещал красоту неописуемую, и я велась на эти обещания. Сегодня меня устроит банка крема на год вперед.

Вернемся к рефиллу.
Идея перезаполнения завитала с приходом темы устойчивого развития. Помню, Procter and Gamble запустил красивую металлическую бутылку для этих целей. Но запасные объемы продукта продавались в дойпаках, которые не высортировываются и не принимаются на переработку в массовом масштабе. Лозунг был такой: в дойпаках меньше пластика по весу, чем в полиэтиленовом флаконе, поэтому они молодцы.
Фактически они заменили перерабатываемую упаковку на неперерабатываемую, возможно, что даже из благих побуждений. Возможно, даже по совету производителя упаковки, и даже, скорее всего так и было.

По инициативе Procter and Gamble не «прошелся» только ленивый, и потом все это как-то затихло.
И вот на днях коллеги прислали мне фото геля для душа от Джонсон и Джонсов бренда Le Petit Marseillais® в упаковке типа тетра пак. Спрашивается, зачем? Оказывается – рефилл это! Картонная упаковка содержит меньше пластика и много картона (типа возобновляемый ресурс). Лес рубят очень ответственно, и пластик перерабатываемый, если имеется такая техническая возможность. Естественно, много слов об экологии. Из литровой картонки предлагается доливать гель в 400 мл полиэтиленовую бутылку. Спрашивается, не проще ли сразу выпускать литровую полиэтиленовую бутылку, которую значительно легче переработать?

К сожалению, даже рефилл может быть с душком гринвошинга, и потребителю необходимо развивать критическое мышление, чтобы не попасть на эту удочку. Всегда спрашивайте себя «Могу ли я сдать эту упаковку гарантированно на переработку, и действительно ли прежняя упаковка хуже собирается и перерабатывается? Не приведет ли уменьшение количества пластика в упаковке к тому, что ее будет сложно собирать и возвращать в производство?».
Всем настоящего рефилла!