Поворотный период в истории Страны Восходящего Солнца, которому посвящено множество произведений японской популярной культуры
В ходе онлайн-конференции State of Play студия Team Ninja анонсировала амбициозный проект Rise of the Ronin, а компания Sega объявила, что выпустит ремейк экшена Ryū ga Gotoku Ishin! (спин-офф серии Yakuza). Причем если оригинал Ishin!, который увидел свет в 2014 году, продавался только в родной Японии, то обновленная версия игры выйдет и за ее пределами.
Действие и Rise of the Ronin, и Ishin! развернется в Японии середины XIX века, в период известный, как Бакумацу, что означает «конец сегуната». Это было смутное время, принесшее радикальные перемены стране, которая более двух столетий до этого наслаждалась редкой стабильностью. В Японии этот период пользуется большим вниманием 一 про Бакумацу и его деятелей пишут книги и мангу, снимают фильмы, сериалы и аниме. Для тех, кто не слишком хорошо знаком с историей Японии, но заинтересовался Rise of the Ronin и Ishin! мы решили вкратце рассказать, что именно происходило в это время в Стране Восходящего Солнца.
Спонсор этого текста – «Национальная Лотерея», бренд новых государственный лотерей, организованных Минфином России. Ее миссия — сделать лотереи по-настоящему национальной традицией, объединяющей поколения, где каждый сможет найти свою игру. На специальном сайте вы можете узнать все подробности о «Национальной Лотерее», а также принять участие в розыгрыше сертификатов от INVASION Labs на кастомизацию или улучшение компьютера
Да здравствует Император, долой варваров!
В 1603 году военачальник Токугава Иэясу утвердился в качестве правителя объединенной Японии и получил титул сегуна 一 военного лидера страны. Формально назначение Токугава получил от императора, но положение последнего (как и у многих поколений предшественников) было номинальным, и реальной власти он не имел. Фактическим правителем страны, объединенной после длительного периода междоусобных войн, Иэясу стал благодаря своим военным и политическим успехам. Последующие два с половиной века страной правила династия Токугава.
Эта эпоха, получившая название период Эдо (по названию главной крепости Токугава), принесла стране длительный мир, который сопровождался расцветом культуры. Но в то же время сегуны Токугава ввели и подерживали жесткую изоляционистскую политику, практически отгородив Японию от остального мира 一 сохранялись лишь весьма ограниченные торговые контакты с Голландией.
В первой половине XIX века США предприняли несколько безуспешных попыток установить отношения с Японией, после чего перешли к решительным действиям. К берегам Страны восходящего Солнца была направлена эскадра военных кораблей во главе с коммодором Мэттью Перри, который потребовал заключения договора, демонстрируя, что в противном случае готов применить силу. После долгих колебаний правительство сегуната согласилось принять предложение, а фактически 一 ультиматум 一 коммодора Перри, и открыло для американских кораблей два порта и позволило США открыть в Японии консульство. С изоляцией по сути было покончено, тем более что в последующие несколько лет пришлось заключить торговые договоры еще и с Британией, Францией, Россией и Нидерландами.
Для большинства японцев, особенно молодых самураев, у которых национальная гордость была в крови, эти события стали настоящим шоком. Они привыкли воспринимать иностранцев как варваров, и то, что тех пустили на японские земли, да еще и позволили навязывать местным жителям свою волю, воспринималось, как оскорбление и унижение. Вдобавок стремительное открытие границ страны привело к тому, что экономику Японии начало лихорадить.
Недовольные недолго думали, кого обвинить в случившемся 一 мишенью их гнева стал сегунат, допустивший подобный национальный позор. Противники действующей власти, особенно поначалу, не были объединены каким-то единым движением, но большинство разделяли лозунг «Да здравствует Император, долой варваров!» 一 по нему движение и получило название, Сонно Дзеи.
Реальная власть уже много поколений принадлежала сегунам, а не императорам, которые выполняли только церемониальные функции. Однако теперь стало пользоваться популярностью мнение, что императоры лишь делегировали сегунату руководство страной, а раз тот не справился с возложенной на него ответственностью, то править снова должен монарх. Стоит ему взять власть в свои руки, как уж он-то изгонит из Японии чужаков и восстановит традиционные порядки!
Конец эры самураев
В стране наступили смутные времена. Антиправительственные заговоры зрели один за другим, а сегунат обрушивал репрессии на головы лидеров оппозиции, многие из которых этих самых голов и лишились. Обе стороны не чурались убийств своих политических оппонентов. Не обошлось и без полноценных восстаний, которые правительству до поры удавалось подавлять. Наконец, несколько раз ярость сторонников Сонно Дзеи обрушивалась непосредственно на иностранцев, а те отвечали на пролитую кровь своих сограждан решительными карательными акциями.
Последнее, как ни странно, в итоге сыграло скорее на руку Сонно Дзеи. Оппозиционно настроенные провинции Тесю и Сацума на собственном опыте убедились в военном превосходстве зарубежных держав. И практичность взяла верх над консерватизмом. В этих провинциях начали готовиться к современной войне и закупать вооружение у недавних противников 一 иностранцев. Со временем Тесю и Сацума заключили союз, который сыграл решающую роль в победе монархистов, когда дело дошло до их открытого противостояния с сегунатом.
1867 год Япония встретила с новым императором по имени Мэйдзи, еще подростком, и новым сегуном, Токугава Есинобу, которому не исполнилось и тридцати. Последний сам был не чужд оппозиционным взглядам, успел побывать за них под арестом и считал, что правительство нуждается в коренных реформах по европейскому образцу. Уже к концу года Есинобу пошел было на компромисс с умеренными монархистами 一 он согласился сложить с себя титул сегуна и вернуть верховную власть Императору, но рассчитывал, что сможет занять ключевой пост в обновленном правительстве. Однако в начале 1868 года столицу заняли силы радикально настроенных провинций Тесю и Сацума, под влиянием лидеров которых молодой император Мэйдзи объявил, что становится полноправным правителем страны и лишает Токугаву постов и земель.
Смириться с таким поворотом событий Есинобу был не готов, и вскоре между сторонниками и противниками сегуната вспыхнул полномасштабный конфликт, так называемая Война Босин. Более подготовленные к ведению современных для середины XIX века боевых действий, монархисты достаточно быстро одержали ряд решительных побед и уже в мае 1868 года взяли столицу сегуната, Эдо 一 современный Токио. Впрочем, часть сторонников сегуната продолжила борьбу и после этого, так что завершилась война только в начале лета 1869 года 一 полной победой имперских сил.
По иронии итоги Реставрации Мэйдзи были диаметрально противоположны изначальным устремлениям Сонно Дзеи. Япония решительно вступила в новую эпоху, полным ходом шла модернизация, жители Страны Восходящего Солнца активно приобщались к западной культуре, и ни о каком закрытии от остального мира речи уже не шло. Вместе с этим закончилася и век самураев, какими мы привыкли их видеть в произведениях популярной культуры 一 отважных воинов с двумя мечами, для которых важнее всего в жизни были честь и служение господину. Они стали чиновниками, офицерами, землевладельцами 一 людьми новой эпохи, хотя взгляды и их самих, и многих их потомков еще многие поколения в значительной степени определялись самурайским кодексом бусидо.
Символы эпохи
Как, пожалуй, и любая бурная эпоха, период Бакумацу вывел на арену истории немало незаурядных личностей, оставивших в ней заметный след. Мы же отметим тех, кто, пожалуй, наиболее ярко представлен в произведениях популярной культуры, посвященных тому времени.
Прежде всего это 一 Сакамото Рема, который в частности выступает и главным героем Ishin!. В молодости он стал блестящим фехтовальщиком и какое-то время сам преподавал кендзюцу. Когда угрозы коммодора Перри заставили правительство Японии открыть границы страны, Реме было лишь немногим за двадцать, и, подобно многим своим ровесникам, он стал убежденным сторонником возвращения власти императору. До поры Сакамото можно было назвать типичным представителем Сонно Дзеи, и, как многие его единомышленники, он не боялся замарать руки в крови. Оказавшись в столице, причем без разрешения своего клана, что превращало его в ронина, Рема задумал убить высокопоставленного чиновника сегуната по имени Кацу Кайсю. Однако тот, убежденный сторонник модернизации на западный манер, умудрился заразить молодого ронина своими идеями.
При этом от своих монархических убеждений Рема не отказался, и впоследствии помог заключить судьбоносный союз между провинциями Тесю и Сацума. Рема был убит вскоре после этого, в возрасте 31 года, немного не дожив до Реставрации Мэйдзи. По справедливости, Рему нельзя отнести к числу самых значительных деятелей той эпохи, но он прожил яркую жизнь, где были и приключения с рисковыми предприятиями, и достижения на ниве дипломатии, реформ и бизнеса. А еще он продемонстрировал изрядную гибкость ума, быстрее и четче большинства своих сверстников и единомышленников осознав, что страна нуждается не в возвращении в прошлое, а в движении вперед. И этому посвятил свою энергию и таланты. Рема 一 пример исторической личности, чью биографию можно переносить на страницы книг или экраны, практически ничего не домысливая, и получится очень интересно. Что и делают многие авторы книг, сериалов и аниме.
Другими узнаваемыми героями эпохи стали члены отряда Синсэнгуми (в переводе 一 новое ополчение), который тоже играет важную роль в сюжете Ishin!. Немного найдется фильмов, сериалов, аниме или игр о периоде Бакумацу, в которых не появлялись бы бойцы Синсэнгуми 一 пожалуй, самого прославленного подразделения той эпохи, служившего сегунату. Широкую известность отряд получил в 1864 году, когда помешал заговору группы монархистов, которые планировали поджечь Киото и похитить Императора.
В популярной культуре Синсэнгуми овеяны романтичным флером. Лидерами и самыми известными членам отряда были молодые люди, прекрасно владевшие мечами, добровольно решившие следовать очень строгому кодексу чести и до конца сражавшиеся за дело, на сторону которого встали 一 большинство видных Синсэнгуми не пережили эпоху Бакумацу. Да, они оказались на проигравшей стороне, но героическая жертвенность вообще часто вызывает симпатию. А уж в японской культуре 一 особенно.
Реальность, конечно, не столь однозначна. В истории отряда хватает темных страниц. На руках Синсэнгуми было немало крови, и в глазах противников они должны были выглядеть просто убийцами на службе сегуната. Недаром, главными подозреваемыми в убийстве Сакамото Ремы считались именно они. Да и некоторые члены подразделения погибли вовсе не от клинков врагов сегуната, а в междоусобных разборках Синсэнгуми.
Эпоху Бакумацу с уверенностью можно назвать одной из самых драматичных и интересных в истории Японии. В это время прошлое сталкивалось с будущим, западная культура и технологии проникали в консервативное общество Страны Восходящего Солнца, на политической арене появилось много ярких фигур, вовсю плелись интриги, мечи не задерживались в ножнах, а постепенно дело дошло и до войны, какой Японии не видела уже два с половиной века. Едва ли стоит удивляться, что этот период пользуется большой популярностью в японской популярной культуре, и здорово, что теперь к нему сможет приобщиться больше западных любителей видеоигр.