Алексей Шкатов - известный рижский актёр театра и кино. А ещё он - режиссёр-постановщик, преподаватель, драматург, сценарист, поэт, писатель, продюсер и даже психолог. В общем, весьма разносторонняя личность.
Отметим, что мама Алексея Шкатова - заслуженная артистка Латвийской ССР Людмила Евсеевна Шевченко, она была ведущей актрисой легендарного Рижского ТЮЗа, возглавляемого знаменитым режиссером Адольфом Яковлевичем Шапиро.
Увы, после развала СССР прославленный театр закрыли, а актеров выставили на улицу. В 1995 году Людмила Евсеевна вместе с единомышленниками основала Рижский театр для детей и молодежи "Реверанс", который воспитал немало талантов. Отец Алексея, Олег Шкатов, работал режиссером массовых зрелищ.
Первый всесоюзный успех
В общем, сам Бог велел гостью «Кабачка “7 секретов» после окончания славной Рижской Ломоносовской гимназии отправиться покорять Москву. В 1986 году Алексей поступил в культовое Щепкинское училище.
А уже через год был утвержден на главную роль в фильме Саввы Кулиша «Трагедия в стиле рок». Получается, ровно 35 лет назад. По сюжету главный герой Виктор Бодров подсаживается на наркотики, что ведет к полной деградации личности.
А еще в фильме показывается, как человек подпадает под псевдорелигиозное учение. Вот такой типично перестроечный фильм. Злободневную картину тогда увидел весь СССР. И рижанин в одночасье стал известным на всю страну.
Сын полка
- В Риге я был «сыном полка», поскольку буквально вырос в нашем ТЮЗе. И так до 14 лет. Понятное дело, никем больше не хотел быть, а только актером.
То есть на выбор профессии повлияли не только родители (которые особо меня и не воспитывали — некогда было), а вся окружающая среда. В Москве я сыграл 5 киноролей.
А в Театре Моссовета даже исполнял главную роль в знаменитой рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда». Спектакль существует по сей день, недавно постановке исполнилось 30 лет.
Потом я уехал в Германию, где даже снимался (на немецком языке!) в детективе «Последний курьер». Сыграл роль международного киллера. Круто, согласитесь! Так что в России я был Христом, а в Германии — наемным убийцей.
Вернулся в Ригу
Потом решил вернуться в родной город. Открылись новые горизонты для творческой реализации. К счастью, появился Молодежный театр, который называли новым Рижским ТЮЗом.
Директором стал мой отец. Я начал писать пьесы и сам же их ставил. Задействовал многих актеров, в том числе из старого Рижского ТЮЗа.
Самой известной моей постановкой, наверное, были «Пираты, или Вся жизнь игра».
А еще немалый успех был у спектакля на восемь женских ролей «Волчицы». Мы даже были приашены на Российскую национальную театральную премию и фестиваль «Золотая маска». К сожалению, так и не поехали.
В любом случае время тогда было прекрасное. Много работы, масса придумок и, что немаловажно, - была их безусловная реализация. Приветствовались практически любые свежие идеи. Я писал не только пьесы, но и песни, включая тексты. Получается, в театре я был и композитором, и постановщиком, и продюсером.
Рижский Евгений Онегин
- Обычно продюсеры вкладывают деньги...
- Так несколько спектаклей я поставил полностью за свой счет. А еще на три других мои постановки деньги выделили Государственный фонд культурного капитала и Рижская дума.
В 1998 году меня пригласили работать в Театр русской драмы. Я сыграл несколько громких ролей, в их числе Евгения Онегина. А еще был Герствуд в мюзикле Раймонда Паулся «Керри».
Приятно вспомнить, как вместе с самим Маэстро мы выступали на одной сцене. Был также Легионер в «Эдит Пиаф» в постановке Романа Виктюка.
Кроме того, в течение 6 лет в «Реверансе» ставили мои спектакли.
Мы взяли Гран-при во Пскове в 2002 году, посетили Новгород и Москву. Это был расцвет маминого театра, который называли лучшей театральной студией Латвии.
В 2004 году я стал арт-директором единственного кабаре в республике. Меня пригласил его хозяин Янис Давис. Но время от времени я помогал «Реверансу».
Так, в 2009 году большой резонанс вызвала моя постановка с подростками «Пираты ХХI». Получилось действительно очень зрелищно. Свою роль тут, конечно, сыграли технические возможности Дома Москвы, бывшего ДК железнодорожников.
К сожалению, его закрыли. Причины, думаю, известны. А тогда все было потрясающим: свет, звук, костюмы. На сцене блистали 16 талантливых подростков.
Многие зрители, пришедшие на «Пиратов XXI», были в полной уверенности, что в постановке занята какая-то московская команда. Перед премьерой у нас была пресс-конференция. У меня так и спросили: «Откуда ваша труппа? Это московские ребята?» Весело было!
В 2011 году я снова уехал в Москву: поступило предложение продюсировать кино. Но, увы, удача – очень переменная величина у творческих людей. Сегодня ты - успешен, а завтра о тебе и не вспоминают...
В целом, я снялся в 16 фильмах. А вот как креативный продюсер спродюсировал лишь две картины. Конечно, маловато... Такой расклад меня не устраивал.
Решил опять вернуться в родную Ригу. В 2018 году поставил в Театре Игоря Куликова «Общество Свободных Актёров» (сокращённо «ОСА») спектакль по своей новой пьесе «Крепкая четвёрка. Новый Стокгольмский синдром».
Репетирует роль Лопахина
- А что с Русской драмой?
- Она уже стала Театром имени Чехова. В 2019 году мне предложили сыграть главную роль в новом мюзикле «Граф Монте Кристо. Я Эдмон Дантес».
Но в итоге я отказался. Приходя на репетиции, с каждым днем убеждался, что мы делаем что-то очень посредственное. Проблема была в новом руководителе театра, а заодно и режиссере постановки Сергее Голомазове.
Он просто не понял, с кем столкнулся. Я ведь пел Иисуса Христа. Это был уровень. Помню, я даже пошутил и прямо сказал в лицо: «Уважаемый режиссер, я - Алексей Шкатов, если что...»
Видимо, Богомазов подумал, что я страдаю звездной болезнью. Короче, мы расстались. О чем я никогда особо не жалел. Но мне действительно не нравится, когда актеров не уважают.
- Что сегодня?
- Сейчас я репетирую в Театре «ОСА» роль Лопахина в постановке «Вишневый сад» по пьесе Антона Павловича Чехова. Задействовано много молодых актеров.
Часть из них — студенты театрального курса Игоря Куликова. Надо отдать должное коллегам: ребята очень хороши на репетициях. С ними так здорово!
Хотя они уже явно другие. Что для нас с Еленой Сиговой (бывшая актриса Молодежного театра — Прим. редакции), которая блестяще репетирует Раневскую, сложновато, если честно.
Мы не только опытнее, но и старше. Тем не менее молодежь нас очень вдохновляет. И своей непосредственностью, и какой-то свежестью, и бесконечной новизной, если говорить о жизненных установках.
- «Звезду» не включаете?
- Ну что вы. Сейчас наша с Леной главная задача — слиться с молодежью так, чтобы стать одной семьей. Так говорит и режиссер-постановщик спектакля Игорь Куликов, он же многолетний художественный руководитель Театра «ОСА».
Кстати, это тема и самого спектакля. Помню, Игорь Куликов сказал так: чем более теплую семью на сцене мы создадим, тем трагичнее станет ее разрушение и гибель вишневого сада в финале. Золотые слова!
Мне кажется, спектакль очень четко характеризует мою жизнь. А еще он прекрасно иллюстрирует время, в котором мы сейчас оказались...
Продюсер нового «Театра»
- 10 ноября гостьей «Кабачка «7 секретов» была экс-актриса Молодежного театра Марина Строганова, которая уже 20 лет живет в Германии. Она рассказала, что сейчас целая команда работает над римейком знаменитого фильма «Театр» с Вией Армане, Иваром Калныньшем, Гунаром Целинским и другими звездами советского кино. Сама Марина будет играть Джулию Ламберт. А вы будете, как я понимаю, автором?
- Возможно, хотя и не факт. Сейчас я продюсер и соавтор сценария. «Театр» - замечательный проект. Рискованный и в то же время любимый. Идею придумала Марина Строганова. Да, сейчас она - звезда Саксонии, но, к счастью, не забывает о родной Риге.
Правда, идея не только потрясающая, но и чрезвычайно ответственная, а также страшно дорогая. Хотя мы уже нашли часть денег, так что потихонечку дело продвигается.
Риск, конечно, большой, поскольку уже есть несколько экранизаций знаменитого романа Сомерсета Моэма. Естественно, нас начнут сравнивать. Но азарта нам не занимать. Надеюсь, что в итоге все получится!
- А как вы вдруг стали писателем? Говорят, у вас немало поклонников и на этом поприще.
- Все началось еще в 2007 году, когда я начал писать свой первый роман. Это была длинная, многолетняя история, которая останавливалась, потом продолжалась, затем снова останавливалась...
Но в 2013 году все же получилась толстая книга «Вера в верования и наоборот». Речь идет о мистическо-историческом повествовании. Плюс любовь. Как же без нее.
Я не собирался ничего издавать. Хотел написать просто для себя. Тем более что в книге много автобиографичного. Рукопись давал только друзьям и близким знакомым.
Но тут случайно познакомился с одним издателем. Он попросил дать и ему почитать. И неожиданно высоко оценил. А через пару лет, в 2017 году, я начал писать свой второй роман «Ценник».
Сюжет детективный, а значит, очень закрученный. Главный герой пытается - ни много ни мало! - спасти весь мир. По «Ценнику» уже написан сценарий для экранизации. Может, поставят фильм. Я рад, что мои книги хорошо покупаются. Значит, не зря старался. Буду и дальше сочинять (смеется).
- О чём мечтаете?
- Честно скажу: не знаю. Будущее такое непредсказуемое. Но, возможно, именно этим оно и прекрасно. Сейчас с удивлением вижу, как сильно нас, профессионалов, поджимают любители.
Это очень любопытное явление. Грань между профессиональным и непрофессиональным искусством все сильнее стирается. Еще недавно я и подумать не мог, что в Риге рядом с «классической» Русской драмой вырастет Театр «ОСА» Игоря Куликова.
Кроме того, появился мощный Театр «Абажур» под руководством Аббы Герцбаха. А зрители, как известно, голосуют ногами: результативность постановок в этих «неклассических» театрах приятно удивляет. Самодеятельные артисты играют вовсе не хуже настоящих профи.
Так что я задаю себе вопрос: это казус или закономерность? Лично у меня нет ответа... Да и вообще, что мы видим сегодня? Певцов из Интернета, блогеров-писателей, любительские комедийные шоу, фильмы и спектакли, созданные просто поклонниками кино и сцены.
А теперь думаю: разве не здорово, если и я выйду на сцену или снимусь в фильме, где вокруг тебя - сплошные любители и непрофессионалы. Интересно, кем я тогда буду в этом творческом ожерелье? Жемчужиной, бриллиантом или простой ракушкой? Удивительное сегодня время...
- Благодарим за откровенный разговор, желаем дальнейших творческих успехов!
Читайте другие материалы автора:
Мария Арбатова: «Я — чукча-писатель, а не чукча-читатель!»
«Рижский сырочек» от Светланы Делле
Игорь Бурак рассказал, как готовит белорусские драники
Фуа-гра с блинами: Старый Новый год в Бобруйске
Не пропустите рецепт: пицца от Натальи Мишиной
Чизкейк от приватного повара Натальи Житкевич
Павел Поздняков: поющий повар. Готовя, он сочиняет новые песни
Свекольник от Максима Павлова-старшего