"Чайка" над волнами, или один эпизод "эвакуации"

3,1K прочитали

В истории про "эвакуацию" из Севастополя есть такие строки:

"В ночь на 1 июля для эвакуации раненых и летно-технического состава Херсонесского аэродрома прилетела группа гидросамолетов авиации Черноморского флота: четырехмоторный «Чайка», ГСТ-9 и десять самолетов МБР.

На борт «Чайки» было принято 40 человек, на ГСТ-9 26 раненых и медработников во главе с военврачом 2-го ранга Корнеевым и командиром 12-й авиабазы капитаном Пустыльником.

«Чайка» долетела нормально, а ГСТ-9 из-за поломки двигателя сел на воду, примерно в 30 милях от Феодосии. Утром 2 июля в 11 часов дня самолет был обнаружен возвращающимся из Севастополя БТЩ «Щит», на борт которого было принято 33 человека с аварийного самолета, который был отбуксирован в Геленджик".

В истории про "эвакуацию" из Севастополя есть такие строки: "В ночь на 1 июля для эвакуации раненых и летно-технического состава Херсонесского аэродрома прилетела группа гидросамолетов авиации...

С самолетом ГСТ, ситуация вроде бы понятна, "гидросамолет транспортный" - это советская версия "Каталины".

9 января 1937 года корпорация «Амторг» (выполнявшая в то время функции советского торгпредства в США) подписала с фирмой «Консолидейтед» договор о предоставлении лицензии на грузопассажирскую летающую лодку. Самолет в договоре определялся как «арктический», поэтому специально оговаривалось наличие усилений корпуса и чертежей лыжного шасси, а о военном применении не упоминалось. Согласно договору, «Амторг» покупал один собранный самолет, рабочие чертежи, расчеты, результаты испытаний, спецификацию и технологическую документацию. Кроме того, американцы обязались ознакомить советских специалистов с заводом в Сан-Диего и в течение трех лет направлять в СССР материалы обо всех изменениях, вносимых в серийные машины. Дополнительным письмом «Амторг» затребовал еще два гидроплана в разобранном виде, без моторов, приборов и оборудования. Срок готовности всех самолетов определялся не позже 1 ноября 1937 года. Всего было выпущено 30 ГСТ, включая три, собранные из американских деталей. ГСТ, в отличие от американского прототипа, оснащался советскими двухрядными моторами М-87 и М-88 мощностью 950 и 1000 л.с.

"Обычные" ГСТ у нас под Севастополем летали, бомбили (в общем, никакой экзотики)

Но, вот, что такое ГСТ-9? Оказалось. что в Севастополе проходил испытания некий самолет с двигателями повышенной мощности, переоборудованный под противолодочный самолет, который мог нести до 1900кг глубинных бомб, и имел на вооружении четыре пулемета ШКАС и два 12,7-мм пулемета Кольта-Браунинга. В принципе, у американцев на "Каталине" было все тоже, и в чем особенность этого самолета, сложно сказать. В некоторых источниках писалось,что это "самолет волнового управления" (но это не точно).

А, вот второй самолет, который фигурирует под названием "Чайка" - это действительно, экзотика. Он фигурирует и в истории с "заговором" на борту крейсера "Коминтерн". Этот внушительный четырехмоторный гигант МТБ-2, который сегодня более известен как АНТ-44, является самой совершенной и мощной советской летающей лодкой довоенных лет.

В истории про "эвакуацию" из Севастополя есть такие строки: "В ночь на 1 июля для эвакуации раненых и летно-технического состава Херсонесского аэродрома прилетела группа гидросамолетов авиации...-2

Разработка морского тяжелого бомбардировщика под шифром АНТ-44 с четырьмя двигателями Гном Рон "Мистраль Мажор" К-14 (М-85) велась 2-й бригадой конструкторского отдела сектора опытного самолетостроения (KОCОC) ЦАГИ. После гибели Ивана Ивановича Погосского (в катастрофе АНТ-27 15 апреля 1934 г.) бригаду возглавил Александр Петрович Голубков, который руководил процессом создания, постройки и совершенствования АНТ-44 с начала и до завершения работ. Постройку первого опытного экземпляра закончили в апреле 1937 г.

Первый полет опытного АНТ-44 на колесном шасси с Центрального аэродрома Москвы совершил экипаж в составе летчиков Т.В. Рябенко и Г.М. Шиянова 19 апреля 1937 г. Затем машину опробовали другие летчики: в пятом испытательном полете 28 апреля в воздух на АНТ-44 поднялись М.М. Громов и А.Ю. Юмашев. В целом самолет оценивался положительно.

16 ноября 1937 г. МТБ-2 передали на объединенные заводские и военные испытания, которые предстояло продолжить в Севастополе.

В начале 1938 г. на МТБ-2 установили двигатели М-87 и продолжили его испытания.

Второй, доработанный экземпляр МТБ-2Д (дублер) был выпущен в июне 1938 г. - его также изготовили на авиазаводе No.156 (бывший ЗОК ЦАГИ).

осле прохождения дополнительных испытаний военного оборудования МТБ-2 был принят на вооружение морской авиации в качестве тяжелого бомбардировщика и дальнего разведчика. В числе основных его характеристик указывалась бомбовая нагрузка 2000 кг, которую он мог доставить к цели на дальность 3000 км (радиус действия 1500 км). Также назывались полученные с двигателями М-87А максимальная скорость 364 км/ч и максимальная дальность полета 4400 км.

Но строить его оказалось... негде. Запуск в серию большого и затратного гидросамолета. не соответствовал возможностям завода, который его должен был строить. В январе 1940 г. на основании решения КО при СНК СССР работы по подготовке серии и опытным усовершенствованиям МТБ-2 были прекращены. Вот и остался он вт двух экземплярах.

Летом 1941 года летающая лодка МТБ-2Д входила в состав 80-й отдельной авиаэскадрильи (оаэ), базирующейся в Севастополе. Кроме четырехмоторного гиганта в эскадрилье числились 11 двухмоторных летающих лодок ГСТ, которые активно включились в боевые действия с первых дней войны. Базировался самолет в бухте Матюшенко. Командиром "Черноморской чайки" с момента ее испытаний оставался летчик-испытатель Иван Моисеевич Сухомлин.

По состоянию на 22 июня 1942 г. в 80-й оаэ имелось 2 ГСТ, 2 Че-2 и один МТБ-2. Командовал эскадрильей майор Андреев.

В истории про "эвакуацию" из Севастополя есть такие строки: "В ночь на 1 июля для эвакуации раненых и летно-технического состава Херсонесского аэродрома прилетела группа гидросамолетов авиации...-3

После перелета на Кавказ самолет находился в районе Геленджика. 10 августа 1942 г. МТБ подготовили к вылету - подвесили 12 ФАБ-250. Стоял штиль, поэтому с первого, и даже со второго раза, тяжело нагруженный самолет оторваться от воды не смог. В третьей попытке, в момент отрыва от поверхности бухты, взлетающий МТБ-2 атаковали два истребителя. Обломки самолета лежали на выходе из Геленджикской бухты у Толстого мыса. Сейчас вряд ли что там осталось...