“...А я играю на свирели, Еле-еле, но для всех,
Позабытых и забитых, Тихомиров, лиходеев,
Бородатых лохмудеев.
Я люблю светить как солнце. Солнце светится плашмя.
И рука моя - ладошка, Но мне кажется - клешня…” Макс Ляшко.
Начнется все с воспоминаний. Человек 53 лет. Седой. Сидит перед ноутбуком и вспоминает. Он вспоминает, как когда-то работал санитаром в приемном отделении Клинической инфекционной больницы №2, что на Соколиной горе. Ему было 20. И вокруг него, среди санитаров было много таких же как он… Таких же, как он без царя в голове. С Великой Октябрьской революцией в голове. С Лениным с детства и Моррисоном по жизни. Таких же, мечтающих прорваться на другую сторону. Художников, музыкантов, просто раздолбаев.
И как-то этот… ныне 53-летний, а тогда 20-летний человек был своими коллегами привезен в дом номер 69 по улице Шаболовка. На самый последний этаж. Если он не ошибается, восьмой. В квартиру, в которой никогда не закрывалась дверь на ключ. Никто там не боялся тех, от кого этот самый ключ предохранял. Да и тем, от кого это самый ключ предохранял была совершенно не интересна квартира на (если он не ошибается) восьмом этаже в доме 69 по улице Шаболовка.
В этой квартире жил Макс с женой и дочкой. Тогда что-то лет пяти (если он не ошибается). Но, кроме фактических “хозяев” в этой квартире всегда находилось уйма всякого другого народа. По большей части людей творческих, или, по крайней мере сочувствующих. Те же художники, музыканты, поэты, писатели, футболисты… санитары, опять же. Было бы правильно рассказать сначала о хозяине, его жене и дочке. Хотя бы немного. Абзац текста. Седой 53-летний человек мог бы навспоминать о них и больше. Но, мы не станем в этом тексте говорить про них. Хотя, еще раз повторимся, тот седой перед ноутбуком никогда склерозом не страдал. Более того, память - его рабочий инструмент.
А мы, перепрыгнув хозяина, его жену и дочку, вспомним другого завсегдатая той квартиры. Это был начинающий писатель. Производящий периодически какие-то тексты в прозе. Эти тексты, как и все, что создавалось людьми, населявшими ту квартиру на восьмом этаже дома 69 по улице Шаболовка, тут же представлялись на суд собравшихся. Надо сказать, что все, что тогда представлялось на суд считалось “строгими судьями” - “гениальным”, без исключения. Поэтому об истинном качестве тех текстов история нынче умалчивает, зато в памяти осталось имя писателя. Имя его в то время звучало так: “Фока”. Какова этимология этого имени, 53-летний седой мужчина сказать не берется. А мы и подавно не знаем.
Но, миновали те славные года его бескомпромиссной юности. Закончился один век, начался другой. Многие из тех собраний в квартире на восьмом этаже дома 69 по улице Шаболовка растерялись по жизни и исчезли из фокуса внимания 53-летнего седого мужчины, который сейчас сидит перед ноутбуком и вспоминает. Но, вот как-то, в уже модных социальных сетях, он увидел знакомое лицо того, кого во времена его молодости звали “Фокой”. Правда, теперь под его фотографией стояли другие буквы: “Дмитрий Данилов”.
Седой мужчина 53-лет с интересом следил за тем, что происходило на странице того, кого он когда-то знал, как “Фоку”, а нынче ставшим “Дмитрием Даниловым”. Его уже нельзя было назвать “начинающим писателем”. Скорее, седой 53-летний мужчина застал ДД в тот момент, когда он только входил в современный писательский мейнстрим. Или сказать по-простому становился популярным. Не только на его страничке, но и других страничках интернета седому мужчине о 53-х годах часто попадалось название “Человек из Подольска”. Сначала, писали о том, что вышла книга. Потом, в одном из столичных театров состоялась премьера спектакля. Потом такие премьеры стали частыми и не только в Москве. Дошло до того, что по книге сняли фильм, опять же, если 53-летний седой мужчина ничего не путает. А если и путает он, то не из-за потери памяти, но из-за того обилия информации, которая каждый день терабайтами заливается в его мозг в основном из интернета. Но, думаем все-таки, что он ничего не путает.
Однако самих книг Дмитрия Данилова, в девичестве Фоки наш седой мужчина не читал. И ограничивался стихами, который тот периодически размещал на своей же странице в социальной сети, ныне запрещенной в Российской Федерации. Эти стихи напоминали американских поэтов битников, оттого очень нравились 53-летнему седому мужчине. Больше о творчестве Дмитрия Данилова он не знал ничего, кроме того, что оно, это творчество, чрезвычайно востребовано нынче. Отчего 53-летнему седому мужчине было одновременно и радостно за “родню по юности” и завидно. Поскольку сам он подобной востребованностью похвастаться не мог. Одним словом книг писателя Данилова он не читал, несмотря на всю их востребованность окружением.
Но, вдруг… Ах, это знакомое всем неожиданное “вдруг”. Нашему мужчине приходит письмо на электронную почту. Это было даже не письмо, а рассылка. Где какой-то книжный ресурс предлагал проголосовать за одну из предложенных книг. А за это несложное действие ресурсом предоставлялась возможность бесплатно (!) прочитать книгу, за которую был отдан голос. Седой мужчина 53-х лет, будучи сторителлером и придерживаясь концепции жертвоприношения, всякие скидки и бесплатные предложения обходил стороной. И тут бы обошел. Но, мимодумно зашел на ресурс, обнаружил среди предлагаемых к голосованию книг книгу уже известного нам Дмитрия Данилова, а так же ранее известного, как Фока.
Книга называлась “Саша, привет!” Решение было принято мгновенно. Проголосовать и прочитать. Как обычно, очень много времени и нервов заняли технические подробности получения доступа, которые мы здесь описывать не будем, ибо доступ был получен. И вот седой 53-х летний мужчина, отложив чтение книги Андрея Белого “Петербург”, погрузился в чтение книги Дмитрия Данилова “Саша, привет!” Книга была (надо отдать автору должное) не большая. А потому к вечеру была прочитана до последней буквы.
Возможно, вам станет интересно, о чем эта книга. И тут уж мы перехватим микрофон у 53-летнего седого мужчины и возможно несколько жестко пройдемся не столько по содержанию, сколько по “героям” этой “Саши”. Автор лукаво переносит действие в некоторое “будущее”, хотя описываются вполне сегодняшние люди, но… в несколько фантазийных обстоятельствах. Не случайно я взял в кавычки слово “герои”. Героев в представленном тексте нет ни одного. Настоящий Герой он хотя бы мало-мальски что-нибудь да преодолевает. Ну хоть головную боль. Все персонажи появлявшиеся на страницах “Саши” полностью лишены функции “преодоление”.
Казалось бы, автором они помещены в такие экстремальные обстоятельства: ожидание смертного приговора главным из них. Здесь, опять же нам, сторителлером, казалось, поле непаханное для различных преодолений. От бытовых, до духовных. Однако этих людей не трогает НИ-ЧЕ-ГО. Даже собственная смерть. Я уж не говорю, про смерть близкого. И не заикаюсь про смерть не близкого. Это какое-то “не комфортное обстоятельство”, случайно возникшее, с которым не понятно, что делать.
Ох как все это будущее тягостно напоминает настоящее. Сегодняшних 30-40 летних, утопающих в собственном индивидуализме и гуманизме так, что для них даже собственное бытие превращается в бремя. А смерть перестает быть ресурсом. Про таких пролетарский поэт и писатель Максим Горький не сложил бы ни одной своей Песни. Жутки и отвратительны они до омерзения. А главное бессмысленны. Бессмысленны настолько, что даже пулемет отказывается приводить приговор в исполнение и все свои боеприпасы расходует расстреливая ничем не провинившийся белый кафель. Автор выносит своим “героям” не смертный приговор, а приговор бытия. Тут можно вспомнить Хайдеггера, однако ни мы, ни 53-летний седой мужчина этого делать не будем.
Он просто… вспоминал…
...........................................................
Гопиус Кирилл Павлович. 21 октября 1969. Сторителлер, исследователь, модератор.
Портфолио.
- Создание образовательного экспериментального пространства. Лаборатории сторителлинга “Центр прикладных знаний” Санкт-Петербург (2010-2011) https://realmir-gopius.livejournal.com/300840.html
- Организация Фестивалей сторителлинга в России (2011 - 2017) https://realmir-gopius.livejournal.com/977255.html
- Книга “Сила убеждения. 101 совет по сторителлингу” (издана 2016). https://realmir-gopius.livejournal.com/977513.html
- Сторителлинг спектакль “Истории из семейного альбома ХХ века” (по книге “Фотоальбом “Александра Будберга”) (2012) https://realmir-gopius.livejournal.com/766807.html
- Сторителлинг спектакль «Истории к юбилею» (к юбилею предпринимателя) (2017) https://realmir-gopius.livejournal.com/1052787.html
- Видео сторителлинг спектакль «Путин. Истории из первых рук в восьми мгновениях» (по книге Натальи Тимаковой, Андрея Колесникова, Натальи Геворкян «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным») (2018) https://realmir-gopius.livejournal.com/1051157.html
- Сценарий сторителлинг спектакля «Примаков. Первый среди равных» и «Мысли вслух для будущих поколений» (по произведениям Е.М. Примакова) (для ТПП) (2017). https://realmir-gopius.livejournal.com/1054093.html
- Полугодовое обучение кандидатов в муниципальные депутаты. Из этого опыта создан семинар «Психологическая готовность работы с аудиторией любой сложности» и «Как подготовится к интервью. Ответы на неудобные вопросы» (2017).
- Модерация публичных слушаний по градостроительным проектам Департамента Архитектуры и градостроительства Правительства города Москвы (2015 - …).
- Написана методичка по проведению публичных слушаний по градостроительным проектам (2017).
- Ведущий на «Радио 1» с авторской передачей «Подмосковные истории московского гостя» (2019).
- Работа с Сергеем Гевличем и его командой проекта «Смыслотека» («Объясняшки») http://smysloteka.ru/ Написание сценариев для множество роликов для коммерческих компаний и бизнесменов, в том числе про Сторителлинг… (2015 - 2017) https://www.youtube.com/watch?v=kzi7OHEIRPA https://www.youtube.com/watch?v=dc1MbTr-SFM
- Проведение экскурсий (1-2 часа) посвященных “Празднику Победы”, «Ночи кино». Департамент культуры Правительства Москвы (2015 - 2017). https://realmir-gopius.livejournal.com/1033712.html
- Эгография мероприятий. Турнир памяти заслуженного тренера по боксу Ц.С. Балзанова (Элиста), Sport Leaders Global Forum (Санкт-Петербург) (2017). https://storyfest.livejournal.com/40256.html
- Книга о заслуженном тренере по боксу А.В. Зимине «Побеждать нужно вот так…» (изана 2020)
- Книга о заслуженном тренере по боксу Ц.С. Балзанове «Победа как завет отца», представленная на турнире посвященном его памяти (издана 2017) https://realmir-gopius.livejournal.com/1023456.html
- Сторителлинг сериал "МЛМщики" (2018).
https://realmir-gopius.livejournal.com/1074955.html
- Корпоративная история QIWI (2013-2014)
- Книга о “Международном генеалогическом центре” (2021-2022).
Гопиус Кирилл Павлович
+7 965 104 08 44