Крупные технологические корпорации зачастую уверены в своей власти и безнаказанности. Но иногда за свои ошибки им приходится расплачиваться, причём круглыми суммами. К примеру, на днях Apple выплатила многомиллионные штрафы владельцам MacBook с клавиатурой-бабочкой. Вспоминаем похожие случаи судебных разбирательств.
Apple, $50 млн
В макбуках 2015 года дебютировала так называемая клавиатура-бабочка. Механизм должен был повысить комфорт при наборе текста, но оказался дефектным. Владельцы ноутбуков массово жаловались на залипание клавиш и их выход из строя. Стандартная процедура замены проблему не решала. В итоге в 2018-м пользователи подали коллективный иск против Купертино с жалобой на неисправные клавиатуры.
Компания признала наличие неполадок, но судебные тяжбы затянулись на несколько лет. Наконец, для урегулирования иска решили выплатить 50 млн долларов (около 3 млрд рублей) компенсаций. Сумму распределили равномерно между покупателями, включая судебные издержки и гонорары на адвокатов. Тем временем от клавиатуры-бабочки давно отказались — ей на смену пришла надёжная Magic Keyboard ножничного типа.
Facebook*, $550 млн
Американская соцсеть известна агрессивными практиками сбора личных данных. Но в какой-то момент она перешла черту, посчитали пользователи из штата Иллинойс. Причиной их судебного иска в 2015-м стал сервис Tag Suggestions, который автоматически отмечал людей на опубликованных фотографиях.
По заявлению истцов, платформа нарушила закон штата о приватности, собирая персональные данные американцев без их разрешения. Представители Facebook* не согласились с обвинениями. Но чтобы не раздувать скандал ещё больше, заключили досудебное соглашение с группой, подавшей иск. Всего IT-гиганту пришлось отдать 550 миллионов долларов.
*Признана экстремистской организацией
Tesla, $160 млн
В 2019 году тридцать владельцев электромобилей Tesla Model S (2013-2015) подали на производителя в суд. Клиенты утверждали, что после обновления программного обеспечения авто стали слишком долго заряжаться, а пробег уменьшился на 60 км. В ходе расследования ошибки подтвердились.
Всего от проблемы пострадало около десяти тысяч человек. Каждому из них обязали выплатить по 16 тысяч долларов, так что в сумме автоконцерн должен был лишиться до $160 миллионов. В ответ на жалобы представители Tesla заявили, что апдейт был нужен для «защиты аккумулятора и продления срока его службы».
Microsoft, $10 тысяч
Редмондский техногигант «славится» привычкой навязывать обновления Windows. Однажды такой подход привёл к неприятным последствиям для одного из пользователей. Тери Гольдштейн, владелица небольшого турагентства в Калифорнии, заявила, что без её ведома компьютер начал автоматическую установку Windows 10. В процессе обновления что-то пошло не так, ПК вышел из строя.
В результате потерялись важные файлы. Происшествие не было редкостью в 2016 году, когда Microsoft вела чрезмерно активную кампанию по распространению десятой Windows. Загрузка системы могла начаться автоматически из «Центра обновлений» на компьютере с Windows 7. Суд поддержал истца, и Microsoft выплатила 10 тысяч долларов (около 600 тысяч рублей) в качестве компенсации за причинённые неудобства.