…или почему грампластинки снова в моде.
Почему винил так популярен?
Как додумались записывать музыку на пластинки?
И при чём тут шеллак и проигрыватель в виде леопардовой сумочки?
Однажды кто-то сказал: хочешь быть в тренде – купи виниловый проигрыватель.
Но в одних ли свежих тенденциях дело?
Виниловые пластинки ворвались в историю ещё на рубеже XIX-XX веков, тогда как сама идея звукозаписи возникла гораздо раньше.
Колыбель звукозаписи
В марте 2008 года группа исследователей истории звукозаписи обнаружила в одном из парижских архивов запись. Звукозапись. И эту запись даже удалось проиграть и впоследствии оцифровать.
Голос, который звучал на плёнке, принадлежал французскому изобретателю по имени Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль. На записи он исполнил короткий фрагмент французской народной песни. А датировалась эта запись 1860 годом...
Только вдумайтесь: более полутора веков назад!
Первая сохранившаяся запись человеческого голоса сделана в 1860 году!
Позже, в 1877 американский изобретатель Томас Эдисон запатентовал фонограф – прибор для записи звука. Запись воспроизводилась на оловянных или деревянных валиках, которые были покрыты фольгой или вымоченной в воске бумагой.
Совпадение или нет, но в том же году французский учёный и поэт по совместительству Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан или диск.
Первыми носителями звука были валики, покрытые фольгой или вымоченной в воске бумагой
Большим минусом в принципе работы фонографа Эдисона, как и его предшественников, была недолговечность носителей звука. Более того сам процесс создания таких валиков был достаточно затруднителен. Поэтому о массовом производстве речи не шло.
Но уже десятилетие спустя американский инженер Эмиль Берлинер разработал способ массового тиражирования грамофонных пластинок, взяв за основу идеи Кро и Эдисона.
Берлинер предложил записывать звук на плоские диски из цинка. Его способ значительно упрощал производство, которое к тому же стало дешевле для производителя и покупателя. Более того, цинковые диски хранились дольше и были менее подвержены механическим повреждениям.
С этого момента начинается богатая и удивительная история грампластинок.
От цинка до шеллака
С помощью первых грампластинок, помимо музыки, до нас дошли голоса знаменитых деятелей прошлого. Благодаря первопроходцам звукозаписи в наши дни можно услышать голоса Петра Чайковского и королевы Виктории, Льва Толстого и Николая Второго, не говоря уже о более поздних записях – Есенина, Маяковского и прочих.
В сети сегодня можно найти эти записи, и даже ту самую песню в исполнении де Мантервиля, о которой речь шла выше.
Разумеется, о привычном для нас качестве звука в таких записях и речи идти не может. Мы быстро и незаметно привыкли к хорошему. Даже диктофон в самом простом смартфоне отлично пишет звук. Но шаг к технологиям, который сделали изобретатели прошлого, неоценим и вызывает восхищение по сей день.
Поиск улучшения качества звукозаписи зависел не только от аппарата, который звук воспроизводил – тогда уже был изобретён граммофон, но во многом и от материала, из которого изготавливались пластинки. Одной из первых находок стал эбонит. Он был удобен и практичен, легко обрабатывался, но быстро портился при освещении.
На смену эбониту пришёл шеллак, природная смола, которую выделяют некоторые виды насекомых. Изготовление пластинок из шеллака было более дешёвым, но пластинки получались тяжёлыми и ломкими, как стекло.
Первые грампластинки делались из цинка, эбонита и даже шеллака
Ещё интересный факт: пластинки тех времён предназначались для скорости в 78 оборотов в минуту. Это приводило к быстрому износу звуковых носителей, к тому же время звучания было очень ограничено.
Со временем, разумеется, придумали, как делать двусторонние пластинки, и музыки на носителе стало помещаться больше. Но хрупкость и быстрый износ никуда не делись.
Более того, на пятки громоздкому винилу начал наступать технический прогресс в виде магнитной звукозаписи. И перед производителями грампластинок встал вопрос: сдаться плёночному буму или найти новое решение.
Виниловая революция
И решение нашлось.
В 1948 году в США вышла первая партия пластинок, сделанных из материала под названием поливинилхлорид. Создание пластинок из этого материала позволило расширить диапазон частот, сохранить тембр при воспроизведении, уменьшить количество шумов и увеличить количество музыки на одном носителе. У поливинилхлорида было и более простое и звучное имя – винил.
Грампластинки могли бы исчезнуть навсегда, если бы не винил
Первую партию виниловых пластинок выпустила одна из старейших фирм грамзаписи – Columbia. Пластинки были долгоиграющими, или Long Play (LP) и были рассчитаны на 331/2 оборота в минуту.
Уже в следующем же, 1949 году свою партию виниловых пластинок выпустила компания RCA. Формат их грампластинок отличался от тех, что выпускала Columbia: пластинки были рассчитаны на 45 оборотов в минуту, а центральное отверстие было значительно больше. Грампластинки компании RCA нашли наибольшее применение в музыкальных автоматах. Чаще всего, в отличие от LP, в названиях данных пластинок использовались Single, Maxi-Single и Extended Play (EP), то есть мини-альбом.
Патефонные пластинки выпускались вплоть до конца 60х годов
С появлением долгоиграющих пластинок на 33 и 45 оборотов в минуту тиражи обычных патефонных пластинок на 78 оборотов стали постепенно сокращаться. Производство граммофонных пластинок было свёрнуто уже к концу 60х годов прошлого столетия. А в СССР последняя патефонная пластинка была выпущена в 1971 году.
Угасание
Если составить конкуренцию магнитной записи винилу удалось без особого труда, то противопоставить что-то более компактным и качественным цифровым носителям становилось всё трудней.
Человечество неумолимо двигалось вперёд, и аналоговые звуковые системы уходили на заслуженный отдых.
Постепенно тиражи грампластинок уменьшались, и к середине 90х годов прошлого века почти полностью сошли на нет.
Пластинки покупали и хранили преимущественно ценители ретро, а также выпускались и выпускаются специальные пластинки для диджейской работы и экспериментальной музыки.
Век CD мелькнул быстро, и уже десятилетие спустя на смену компакт-дискам пришёл Интернет, а с ним и стриминговые музыкальные сервисы, качество звука в которых представлено на высочайшем уровне.
Сегодня для воспроизведения музыки через стриминговый сервис нам нужен только девайс – смартфон, планшет или компьютер – и доступ в Сеть. Казалось бы, что ещё нужно для счастья? Полный доступ к любому произведению любого жанра в считаные секунды – предел мечтаний даже для меломанов конца прошлого века, что уж говорить о де Мартенвиле, Эдисоне и Кро... Научная фантастика воплотилась в жизнь, мир шагнул в новую эру, что могло пойти не так?
И всё же...
Винил – 2: возвращение лампового звука
...никто не знает, как и почему это случилось, но спрос на винил и даже на кассетники внезапно начал расти в течение последних десяти лет.
Хотя, конечно, версии есть. И главный ответ: у каждого своя причина.
Кто-то заинтересовался винилом, потому что звучание так или иначе отличается от идеального и математически выверенного цифрового. Шероховатость и лёгкая неровность создают эффект присутствия при исполнении.
Для кого-то винил – ностальгические звуки из детства, которые в сложный период позволяют окунуться в беззаботное и защищённое состояние.
Для третьих – эффект коллекционирования. Цифровой альбом есть у всех, его не так трудно скачать. А вот найти коллекционную пластинку тех же битлов, или редкую советскую элекетронику услышать в оригинале – это да, это мощно.
Более того, ощущение в руках пластинки с альбомом любимого исполнителя, на которой буквально, в прямом смысле записан звук, для истинного ценителя ни с чем не сравнится.
Одним словом, каждый найдёт в виниле своё. И в безудержном темпе нового мира так важно осознавать, что можно послушать музыку не на бегу (поди-ка пробегись с проигрывателем на плече), а в спокойной атмосфере. Ведь иногда так важно остановиться и выдохнуть, чтобы продолжить идти вперёд.
Винтажное будущее
Итак, спрос на винил стал расти. И благодаря этому спросу возобновилось производство как самих пластинок, так и виниловых проигрывателей.
Важно понимать, что принцип действия проигрывателя мало изменился со времён Эдисона. Качество улучшилось, да, но в целом это всё то же гениальное изобретение конца позапрошлого века.
Сегодня производители предлагают широкий выбор проигрывателей, от недорогих до пафосных, от минималистичных до навороченных. И в этом смысле производство проигрывателей тоже мало чем отличается от производства граммофонов. Ведь граммофоны иногда оформляли красным деревом и серебром... а принцип звукоизвлечения оставался всё тем же.
Но зато, благодаря широкому спектру видов и дизайнерских решений, каждый может выбрать свой проигрыватель, свой стиль, своё ретро...
Примеров действительно множество.
Некоторые проигрыватели, например, Crosley Cruiser выполнены в виде чемодана. У этой модели даже есть леопардовая версия для ценителей китча.
Благодаря повышенному спросу, сегодня производители наполнили рынок разнообразными моделями проигрывателей на любой вкус
Подобные модели есть и в версии с цветами и, наоборот, в строгих чёрно-красных тонах.
И, что немаловажно, для того, чтобы насладиться виниловым звучанием, теперь не нужно стоять очередь в магазин электроники, или искать контрабандный товар, или с помощью специального инструмента выпиливать бамбуковые иглы, как это делалось для первых граммофонов... Сегодня достаточно выбрать нужную модель и заказать её онлайн.
Одним словом, винтажное будущее наступает, и в нём каждый находит что-то своё. Разве не прекрасно провести вечер в неярком свете лампы, перед тарелочкой тёплого домашнего печенья, слушая, как поскрипывает виниловая пластинка перед началом того самого, единственно любимого трека, от которого по спине пойдут мурашки?