1 декабря ЛГАТД имени Л.Н. Толстого представит зрителям одну из самых необычных своих постановок для малой сцены – спектакль «Тишина».
Турецкий драматург Тунджер Джюдженоглу услышал эту историю совершенно случайно. Ему ее рассказал его друг, кинорежиссер. Этот рассказ настолько потряс Тунджера, что он сел и начал остервенело писать. То, что в итоге у него получилось, мир сегодня знает как глубокую, странную, завораживающую театральную пьесу «Лавина».
Давайте сначала обратимся к реалистичной части этой истории в том виде, в котором изложил ее писателю его товарищ, режиссер Юсуф Курченли: «В Восточной Анатолии, в селении, окруженном со всех сторон массивами гор, местные жители громко не разговаривают, не смеются во весь голос, иными словами, стараются не производить ни малейшего шума, потому что звуковые волны могут вызвать сход снежных лавин. Самое необычное в этой ситуации то, что опасность схода лавин сохраняется девять месяцев в году… И только три месяца в году эти люди могут кричать, стрелять из оружия, праздновать свадьбы, рожать детей… То есть могут выплескивать свои эмоции только три безопасных месяца в году… А что же им делать в оставшиеся девять месяцев? Не издавать ни малейшего звука и шороха, вести жизнь, полную волнений и страха…»
Из этого рассказа и родился сюжет. В заснеженных горах на отшибе цивилизации живет община людей, которые девять месяцев в году вынуждены молчать, общаться лишь жестами – таков закон. Ведь от любого звука с вершин может сойти лавина и уничтожить сразу всех. Но вот беда – молодая девушка ждет ребенка. Роды начинаются раньше положенного срока. И если дать младенцу родиться – он закричит, что неминуемо вызовет сход большого снега с гор. Община встает перед мучительным выбором – похоронить девушку заживо вместе с ребенком или… А в остальном вы разберетесь сами, когда посмотрите спектакль.
Каким образом эта удивительная история перекочевала из Турции в ЛГАТД имени Л.Н. Толстого? Давайте разбираться.
Как рассказала худрук театра Елена Оленина, захотелось поставить что-то по-настоящему глубокое для людей, которые живут среди нас, но чуть-чуть от нас отличаются. И материал «Лавины» отлично вписался в это желание режиссера и труппы – так родилась «Тишина». Как оказалось, в театре это первый опыт воплощения постановки с элементами инклюзии для взрослой аудитории. В пьесе нет актеров с ограниченными возможностями, однако при этом спектакль адресован, в том числе, зрителям с нарушениями слуха. А самая главная идея в том, чтобы дать всем и каждому погрузиться в особое, сложное состояние вынужденной, мучительной тишины.
И действительно, посыл сработал. Зрители – а среди них были как люди с инклюзией, так и самые обычные любители театра – прониклись ощущениями, в которых живут и действуют герои. Прекрасна и задумка дублирования произносимых шепотом слов языком жестов. Благодаря этому, зритель смог погрузиться в ощущения людей, слух которых ограничен. Кстати, на премьере всем желающим будут предложены беруши. Это еще больше приблизит всех к проблематике пьесы, полностью погрузит в материал, который говорит нам, что тишина может быть проклятьем. И где-то высоко в горах далекой Анатолии живут люди, которые веками находятся у нее в рабстве.
И в окончание вот такое наблюдение. Знаете, какой референс можно дать к «Тишине»? Любой читающий человек сразу же проведет параллели с главным творением Ричарда Баха. Чайку по имени Джонатан Левингстон с юности раздражает бессмысленность и узость существования других чаек – читай горной анатолийской общины, которая только и делает, что боится. В случае чайки цена познания и храбрости – старая, бесполезная жизнь. В случае с общиной – физическое выживание, но смысл не меняется. В общине есть человек, который смог изменить все, наплевав на лавину, на тишину, на смерть. Кто он и как это сделал, вам расскажет спектакль.
Роман Богословский
12+