Найти тему

Лихие царские: самый удивительный аферист царской России

Здравствуйте, товарищи. Сразу же оговорюсь - у нас самих нет уверенности в достоверности всех приключений, описанных далее. Поскольку у нашего главного героя не было постоянных знакомых, существенную часть биографии этого человека мы знаем только по его рассказам, а он, напоминаем, лютый аферист, как тот барон Мюнхгаузен.

Мы немало говорили о смекалке наших дедов, например, в статье "Бомбы Ковпака из подручных материалов. Эффект - фашисты сгорели от стыда", или в статье "Истории: "нечистая сила" против немецкого ДОТа", но сегодня мы подойдём к вопросу смекалки наших неугомонных индивидуумов совершенно с другой стороны.

Начинаем? Поехали.

Четырнадцатое февраля 1872 года. В канцелярию императора поступает конверт, предназначенный для одного из членов монаршей семьи. Перед тем, как отдать письмо адресату, шеф жандармов Пётр Шувалов проверяет содержимое письма.

"Милый, дорогой мой Николя! Поздравляю тебя с днём Ангела. Не могу дождаться нашей встречи. Твоя Фани Лир".

Прочитав вроде бы невинное послание, шеф жандармов приходит в ярость - племянника императора Александра ll, великого, пусть и молодого, князя Николая Константиновича соблазняет немецкая шпионка!

Чтобы уберечь честь царской семьи, Пётр Шувалов разрабатывает простейший план: подобрать для Фани Лир мужчину, с которыми она навсегда забудет о существовании Николая. На роль соблазнителя "шпионки" выбрали некоего Николая Савина. Человека, который позднее одурачит не только девушку, но и глав нескольких мировых держав.

При царской России про него ходили легенды, при Советской - анекдоты. Этот человек поражал своей наглостью, безбашенностью, эрудицией и, наверное, полным отсутствием рамок дозволенного. А что особенного он мог? Вот вам краткая сводка: Николай Герасимович Савин, он же самонаречëнный граф Тулуз де Лотрек и Маркиз Траверс. Знал несколько языков, по некоторым источникам, до десяти. За сутки мог добыть иностранный паспорт. Дворянин, обладавший особым обаянием.

После революции громкое имя Савина гремело ещё несколько лет, но постепенно забылось, оставшись лишь в романе "Золотой телëнок". Там Остап Бендер произносит: "Возьмём, наконец, корнета Савина. Аферист выдающийся. Как говорится, негде пробы ставить. А что сделал бы он?"

Мда, этот же вопрос в конце девятнадцатого века задавали себе полицейские разных стран, когда пытались поймать изворотливого афериста и вора. И ведь ладно бы обворовывал он только частных лиц... Нет же! Он крал деньги и из государственной казны!

А начиналось его большое приключение под названием "жизнь" вполне низкопробно.

В 1872 году по Санкт-Петербургу прошла волна странных нападений. По описанию потерпевших всё начиналось со стука в окно. Естественно, хозяин дома выглядывал наружу, чтобы разглядеть, кто пришёл. Тут его хватали, мазали лицо ваксой или копытной мазью, отпускали и убегали в неизвестном направлении. Ну, разумеется, полиция обещала наказать злоумышленников. Однако... По факту ничего не делала. Оказывается, жандармы знали, что бесчинства в Петербурге устраивает Николай Савин, известный дворянин, большой любитель кутежа, карточных игр и женщин. Задержать и оштрафовать его сыщики могли в любой момент, однако арестовывать хулигана никто не спешил.

Как выяснилось позже, на счëт Николая Савина были особые распоряжения третьего отделения канцелярии императора (это ведомство занималось охраной императорской семьи). Так вот, Пётр Шувалов лично приказал не арестовывать Савина и собирать на него как можно больше компромата. Так, в личном деле будущего афериста скопилось сотни заявлений о его хулиганствах: то он бил уличные фонари, то переодевался в извозчика и увозил дворян хрен знает куда, то брал в аренду лошадей и дарил их купцам. Савин знал: даже если жандармы арестуют, то он отделается обычным штрафом.

Но откуда эта уверенность в своей безнаказанности? А в царской России с дворян был совсем другой спрос: в тюрьму сажали только за измену Государю, за революционный настрой или убийство. А так, в основном, наказывали рублём.

Но ведь это понимал и шеф жандармов Пётр Шувалов. Вот он и ждал, пока Савин накосячит по-крупному. И дождался.

Как-то раз Савин собрал у себя компанию офицеров поиграть в карты и выпить шампанского. В тот вечер ему везло, он выиграл тридцать три тысячи рублей (миллионы на наши деньги). Неожиданно к нему заявился ростовщик, которому Николай был должен крупную сумму за карточный проигрыш. Он востребовал долг, но Савин сказал, что рассчитается в другой раз. Ну, как это бывает, слово за слово... В общем, Савин достал револьвер и выстрелил в "коллектора". Тихо, читатель, успокойся, патроны Николай заряжал холостые. Правда, нежданный гость всё равно упал, провалившись в бессознательное со страху. Однако, этого оказалось достаточно, чтобы у жандармов нашёлся повод отвести Савина в тюрьму. Вот только вместо казематов Петропавловской крепости его доставили в особняк Петра Шувалова.

Главный жандарм третьей канцелярии встретил Николая со словами: "хочу Вам сказать честно, дела Ваши скверны". Показав стопку дел, возбуждённых против дворянина, Пётр дал понять, что способен весьма просто засадить того в тюрьму. Да, вы верно догадались - в обмен на свободу Савину предложили послужить на благо царской России. А именно... Соблазнить первую красавицу Петербурга, возлюбленную князя Николая Константиновича, балерину Фани Лир. По достоверным данным князь не просто увлёкся хорошенькой девушкой, он намеревался на ней жениться, что могло сильно ударить по авторитету царствующей фамилии.

Выбора у Савина не было, и в обмен на свободу он согласился соблазнить балерину. Чтобы помочь ему подобрать к этой особе, его назначили адъютантом князя, и теперь ему предстояло включить свою богатую фантазию.

-2

В тот самый вечер у Мариинского театра поклонников балета собралось больше, чем обычно. Дело в том, что в этот день князь был на семейном торжестве, а значит у других кавалеров был шанс занять место рядом с Фани Лир. На это же рассчитывал и Николай Савин. И как же ему удалось обойти многочисленных конкурентов? Чтобы толпа поклонников отхлынула от балерины, Савин применил хитрость.

— Господа, прошу потесниться! Я прибыл по поручению Великого князя!

Поклонники расступились, и адъютант уверенным шагом увёл за собой балерину. По дороге Фани узнала, что никакого поручения от князя нет и не было, но дерзость Савина ей понравилась. Так и началась их дружба, которая вскоре переросла в любовь. Во всяком случае, со стороны Фани.

Тем временем, в Мраморном дворце произошло немыслимое событие. Мать князя, Александра Иосифовна, обнаружила пропажу бриллиантов с оклада иконы, которой император Николай l благословил её на брак. Во дворец тут же прибыло отделение третьей канцелярии, и вскоре бриллианты были найдены... в одном из ломбардов Петербурга.

Шеф жандармов понимал: он приставил к царской семье мошенника Савина, который вполне мог совершить кражу, однако Пётр Шувалов решил об этом умолчать.

В ломбарде подтвердили, что камни сдавал именно Савин.

Но... в преступлении обвинили Великого князя Николая Константиновича. Он поклялся на библии, что этого не делал, однако и его отец, и его дядя (Александр ll) в это не поверили. Они посчитали, что князь украл эти камни, чтобы купить подарки своей возлюбленной, которая его отвергла.

На семейном совете Романовы приняли решение, наносящее минимальный ущерб авторитету царской семьи: молодого князя решили признать душевнобольным, а затем, по указу императора, навсегда выслать из столицы. Но почему никто не поверил князю, доверившись при этом авантюристу Савину? И куда делся кутёжник после этих событий?

Известно, что Фани Лир была выдворена из страны с запрещением когда-либо появляться в России. Сам же Николай Савин написал несколько объяснительных, что, мол, камни он не крал и сдавал в ломбард только по указу самого молодого князя. После Пётр Шувалов посоветовал авантюристу уехать в Европу.

Шеф жандармов был уверен, что никогда больше не увидит этого прохвоста...

Теперь, товарищи, прервусь, ибо статья и без того вышла длинной.

Как вышло так, что вопреки показаниям ломбардщика обвинили в краже именно князя? Как Савин стал правителем другой страны? Об этом, и других, более масштабных аферах Николая Савина читайте в следующей статье, которая напрямую продолжает повествование =)