Режимы не только приходят, но и рушатся. А ведь у них помимо врагов есть еще и защитники: многочисленные чиновники, представители силовых структур, политическая полиция… Что делать со всеми этими людьми? И что делать им самим? Свой ответ дает польский криминальный триллер Владислава Пасиковского «Псы» (1992).
В декабре 1989-го года прекратила свое существование Польская Народная Республика. Страница истории, связанная с соцлагерем, перевернулась, и теперь всё должно было стать по-новому. Сотрудники польских спецслужб оказались, мягко говоря, в неудобной ситуации. Поручики Франц Мауэр и Оло Жвирский с несколькими сослуживцами раньше ловили диссидентов, профсоюзных активистов и прочих «врагов отечества», всё шло своим чередом.
Но тяжелые времена принесли совсем другие проблемы. Страной стали руководить политические противники, бывшие оппозиционеры инициировали масштабные ревизии: кого-то выселяют из служебных квартир, у кого-то проверяют происхождение домов и квартир, кого-то выгоняют с работы после переаттестации.
Ночами силовики сжигают килограммы накопленных документов и досье. Но долго топтаться на месте не получится. Так Мауэра переводят работать в полицию, чтобы гоняться за обычными уголовниками. Оло же выкидывают на улицу, и в итоге он попадает в преступную группировку, состоящую из бывших польских, немецких и советских спецслужбистов, занимающихся контрабандой метамфетамина. Друзья оказываются по разные стороны закона, а в новом мире решение проблем при помощи оружия – обычное дело.
«Псы» вызывают такие ощущения, будто ты смотришь «Секреты Лос-Анджелеса», только дело происходит в Польше, а где-то недалеко звучит эхо «Бандитского Петербурга». Если вторая половина фильма выглядит вполне традиционным сюжетом о преступниках (оттого он менее интересен в нынешнем контексте), то первая – без прикрас показывает, какие люди работают в стенах силовых структур, и что их ждет, если политическая конъюнктура резко изменится. При этом на экране перед нами действуют сплошные мерзавцы.
В этом отношении «Псы», безусловно, очень любопытны. Ну а заодно можно полюбоваться яркой игрой Богуслава Линды, до того снимавшегося у Кесьлевского и Вайды, а после этой картины ставшего чуть ли не лицом польского боевика.