Найти тему

Не слишком ли ценна жизнь ребенка?

Вопрос очень провокационный. Из таких, которые обычно остаются незаданными, даже если приходят в голову. А я уверен: то, что написано ниже приходило в голову не только мне.

Когда-то давненько передо мной и женой встала проблема о том, с какого момента дочку можно выпускать гулять одну. А вернее, это была частная задача, входящая в общую проблему самостоятельности ребенка. Потому что чуть позднее встал вопрос о самостоятельном посещении школы, еще дальше у неё появилось желание «погулять подольше». Была и речка, на которую ребенка страшно отпускать «без присмотра», но куда он именно без присмотра и хочет ходить. Были «полуночные дискотеки» впервые, на которые, опять же, нам было очень страшно её отпускать. Все это – однотипные задачи из «раздела» «Самостоятельность».

Да, маленьких детей, бывает, крадут. Да, по дороге в школу ребенок может попасть под пьяного водителя. Да, поздним вечером подростка могут и избить, и изнасиловать. Да, черт возьми, дети тонут в реке, – и такое случается. Не дай бог никому!

Но! Кто не понимает, что детство без речки (а речка с родителями — это не речка) это не вполне детство? Есть такие?

Пляж моего детства.
Пляж моего детства.

Вы мне скажете, что всему своё время и когда ребенок подрастет, его отпустят: на речку, в поход, в другой город – не важно. Но, во-первых, это не так. Очень и очень многих не отпускают. Вокруг моей дочери полно таких сверстников, которым родители и самостоятельности не дают, и не сопровождают. Это в 17 лет!

А во-вторых, будет поздно. Понимаете, поздно – хороша ложка к обеду! Это как спортом надо заниматься до двадцати одного года, потому что в это время скелет развивается. Чем ближе к 21-му, тем меньше пользы. Нет, конечно, многие дети (хотя не все) и в 18 лет, и в 20 захотят ходить на дискотеку. Но ребенок, который сам ходил на речку или на танцы, например, в 15 лет и такой же ребенок 18-ти лет это разные дети! И будут разными людьми. С разным уровнем инфантильности, самостоятельности и даже интеллектуального развития!

Конечно, решая подобные вопросы, родитель взвешивает опасность и страстное детское желание воли. Если родитель хоть немного соображает, ибо часто попадаются такие, которые ограничивают волю ребенка «до последнего» и совершенно не видят в этом проблемы, то ему приходится мириться с вероятной опасностью.

Моей жене первое время было очень боязно отпускать дочь гулять во двор одну. Мне, конечно, тоже. Мы долго гуляли с ней по очереди, но и этого ребенку было мало. Ребенку нужно общение со сверстниками, нужно играть с ними без родителей, нужна личная жизнь, нужна полноценная социализация. И мы сошлись на том, что первое время она будет гулять, а я буду смотреть за ней незаметно, издалека. Это был, наверное, третий класс.

Племянница
Племянница

А совсем недавно, во время ковидного безумия, моя дочь начала ходить на летние дискотеки под открытым небом. В провинции они не отменялись. Начинались дискотеки в 22:30, длились два с половиной часа. Это в среднем городке моего детства, в котором дочь начала бывать только с пятого класса, приезжая с нами на летние каникулы. В незнаком для неё и моей жены городе. Когда на дискотеках постоянно дерутся, когда много пьяных, когда домой надо добираться десять километров на такси.

Как отпускали? А так, что всё первое лето я три раза в неделю ездил туда с ней. И сидел на лавочке, пока она с подругой (ее тоже возили из Москвы) не натанцуется в «клетке». И только следующее лето (прошлое) я, преодолевая сильный страх, начал отпускать ее одну. С газовым баллончиком, с требованием звонка из такси с сообщением номера, но одну.

Это взгляд с позиции родителей, общества. Теперь о государстве.

Вы знаете, что в подавляющем большинстве школ России на уроках физкультуры крайне редко можно увидеть интересные подвижные игры? В лучшем случае, отдельные героические учителя (почет им и уважение) организовывают волейбол или футбол для старшеклассников. И потом «огребают по первое число» за такой подход.

Травмы! Даже не так, – ТРАВМЫ!!! Именно так на любую детскую активность смотрит Школа. Эти травмы и соответствующие им «акты расследования» с понижением зарплаты и выговорами просто какой-то учительский бич!

Вы же знаете, что даже «началка» сдерживается дежурными учителями от бега и подвижных игр. Учителей заставляют ходить среди детей и, как попугаев, повторять одно и то же: «Не бегай!»

Или, вы видели почти на каждой школьной площадке полосу препятствий. Она предназначена для того, чтобы тренировать будущих защитников Отечества. В Москве, например, эти полосы обязало построить заново во всех школах государство. Оно же «драконит» Школу за «жизнь и здоровье» детей. В итоге за время всей моей работы я ни разу не видел, чтобы кто-то когда-то на этой полосе занимался! ТРАВМЫ!!!

-4

И я постоянно задаю себе «крамольный» вопрос: а что ценнее?

Это очень сложный вопрос. Я сам вытаскивал утопающую девочку из реки еще подростком. Тут же утонул мой знакомый в школьные годы.

А прыгнув с обрыва, на котором стоит моя дочь я сломал себе руку, ткнувшись в дно. И еле вылез, едва не утонув.

Что ценнее? Здоровый процесс социализации, познания действительности, полноценное развитие всех детей по всей стране? Или, очень во многом вопреки всему перечисленному, крайняя минимизация таких ситуаций где есть «угроза жизни и здоровью ребенка», как правило, одного-двух детей?

И не надо говорить, что можно это совмещать. Совмещать-то можно, но не до конца. Полноценное развитие, здоровое и веселое детство, воспитание самостоятельности в принципе невозможны без определенного риска. И зачастую риск этот с точки зрения родителей будет очень высок. К тому же, такое совмещение невозможно регламентировать никакими инструкциями.

Почитайте Макаренко. Здоровое развитие его крепкого коллектива чем только не сопровождалось! Там и охота за незаконными лесорубами была (с топорами и ружьями), там и охрана дороги от грабителей с пистолетами, там и самостоятельное купание в «Колымаке»! И никто там не носился с угрожающим повеситься влюбленным пацаном. И когда он повесился никто излишне не посыпал голову пеплом и не винил себя.

Отрывок из "Педагогической поэмы" Макаренко.
Отрывок из "Педагогической поэмы" Макаренко.

А если «ценнее жизни и здоровья ребенка ничего нет», то эти «ребенки» потом и от армии бегут, и на гражданский долг плюют, и Родину защищать не желают. Потому что «ценнее жизни и здоровья» для них по-прежнему ничего нет.

Так что, как ни крути, отвечать на этот очень неприятный вопрос придется. Как только государство "соберётся" наконец заняться воспитанием, сразу и придется.

Что думаете, товарищи?