Найти тему

Психоанализ и кино. Внутренний ребенок Форреста Гампа

Со времен возникновения науки психоанализа, было изучено множество самых разных особенностей психики человека, становления его личности, взаимодействия с окружающим миром. И одним из самых важных направлений в исследованиях психоаналитиков является изучение психологии детского возраста, как «краеугольного камня», на котором основано все последующее развитие психики индивида.

Первые фундаментальные исследования различных фаз раннего детского возраста и влияния бессознательных процессов на развитие психики ребенка было проделано З. Фрейдом. Впоследствии, большинство известных представителей психоаналитической науки вносили свой вклад в исследования подобного рода, среди них К.Г. Юнг, М. Кляйн, М. Малер, А. Адлер, Э. Берн, Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн и многие другие.

Благодаря этим исследованиям, сегодня в психологии существует такое понятие как «внутренний ребенок» - архетип, который К.Г. Юнг определял как «нечто покинутое и заброшенное, но одновременно нечто божественно-могущественное» .

Переводя слова великого психиатра в более прозаическую форму, мы можем сказать, что «внутренний ребенок» — это особая часть человеческой психики, которая содержит в себе весь пережитый в детстве опыт, включая желания, радости, страхи, проявления отчаяния, гнева, боли и т.п. Подсознательное влияние такого опыта огромно, и может оказывать сильнейшее влияние на человека уже во взрослой жизни, в том числе, абсолютно незаметно для него самого.

Американский фильм «Форрест Гамп» по мнению специалистов и простых зрителей является одной из лучших картин за всю историю кинематографа. История простого, честного, но, откровенно говоря, недалекого парня полюбилась многим людям по всему миру. Однако очень немногие могут осознать, что эта кинолента является еще и замечательным источником для психоаналитических исследований личности. Можно не сомневаться, что З. Фрейд и его последователи нашли бы в ней подтверждение и отражение многих своих научных теорий.

Маленький Форрест Гамп с детства страдает тяжелым заболеванием позвоночника, вследствие чего, он вынужден все время носить специальных ортопедические крепления, поддерживающие двигательные функции тела. Кроме того, у мальчика наблюдается определенная задержка психического развития, что определяет особенности его общения с окружающими. Разумеется, такая ситуация делает Форреста постоянным объектом насмешек и издевательств со стороны других детей.

Экстремальная ситуация, однажды случившаяся с Форрестом, оказывает эффект сильнейшего «позитивного шока» на организм ребенка, в результате чего он избавляется от физиологических проблем и может развиваться как нормальные люди. Но преодолеть пережитое в детстве травматическое состояние гораздо легче физически, нежели психологически. Как метафорично, но абсолютно верно отмечал З. Фрейд, травма подобна чужеродному телу, «которое после проникновения вовнутрь еще долго остается действующим фактором влияния» .

Перенесенный психотравматический опыт не позволяет Форресту полностью повзрослеть и стать по-настоящему самостоятельным. Он как будто остается между двумя мирами – миром ребенка и миром взрослого. Подобная теория была создана и подробно описана М. Малер, по мнению которой, «человеку с функционирующей на детском уровне психикой необходимо постоянно опираться на внешнее окружение» . Подобной опорой могут быть родители, семья, друзья, государство и т.д. Форрест Гамп полностью следует этому паттерну. Он блестяще справляется с армейской службой, где основной целью полагает выполнение распоряжений командира, с легкостью соглашается открыть бизнес мечты своего погибшего друга, не смеет спорить с любимой девушкой и т.д.

Главное удобство такого поведения состоит в минимальном уровне самостоятельности и необходимости принятия решений. Это избавляет от проблемы сохранения автономности и устраняет потребность «жизни от первого лица». Однако диссонанс между доминированием «внутреннего ребенка» и необходимостью существовать во взрослом мире, с его законами, оказывает сильное влияние манеру поведения Форреста и его восприятие окружающего мира.

В поведении Форреста мы видим то, что известный британский психиатр М. Балинт назвал «базисным дефектом» (базисный, в данном случае – влияющий на всю психобиологическую структуру человека). Это означает отсутствие чего-либо в жизни человека, и данный дефицит, должен быть, так или иначе восполнен. В рассматриваемом нами случае, герою требуется не что иное как созависимость! Да, созависимость с кем-либо или с чем-либо. При этом справедливо будет отметить, что практически каждый человек в определенной степени является созависимым, так как сохраняет свой детский опыт на физическом или эмоциональном уровне. Пережитые страхи и обиды, чувство зависти и жалости, включившие различные психологические защиты, никуда не исчезнут, а лишь перейдут на другой, более низкий уровень подсознания, на котором, тем не менее, придется, как на фундаменте, выстраивать новую психологию взрослой жизни.

Однако на примере Форреста Гампа мы видим ярко выраженное влияние раннего травматического опыта. Он по-своему «загипнотизирован» теми психоэмоциональными схемами, которые присущи человеку в детском возрасте. Его отношение к окружающей действительности почти всегда основано на прошлом опыте восприятия, детских механизмах существования и коммуникации.

Даже главной целью своей жизни Форрест видит исключительно любовь к своей первой девушке Дженни, стремясь быть созависимым, в первую очередь, с ней.

Создатель термина «внутренний ребенок» Э. Берн писал, что «в каждом человеке как бы сохраняется та маленькая личность, какой он был много лет назад» . В случае с Форрестом маленькая личность настолько сильна, что полностью нарушает процесс индивидуации, который подразумевает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности.

Тем не менее, своеобразным «разменом» на подобное нарушение стало приобретение Форрестом других качеств, которые оказались более ценными для общества и окружающих. Он добился серьезных успехов в спорте (за счет неустанной отработки определенных физических приемов), стал героем войны (приоритет верности долгу и заботы о товарищах), ему доверяли люди (высокий уровень эмпатии). Доминанта «внутреннего ребенка» заставила героя развиваться по своему уникальному пути, не ослабевая в морально-ценностном плане, и не теряя своего влияния на его психоэмоциональное состояние и поведение.

«Внутренний ребенок» Форреста Гампа спрятан не так глубоко внутри, как у большинства людей. Перенесенный в детстве травматический опыт настолько серьезно повлиял на психические особенности развития мальчика, что даже во взрослом возрасте он подвержен таким детским «болезням» как идеализация окружающих и мира в целом, сильное разочарование в несоответствии мира своим ожиданиям, отсутствие возможности к автономной, самостоятельной жизни.

«Никогда не позволяй людям говорить, что они лучше тебя!», - говорила Форресту мать, и эта фраза, как нельзя лучше подействовала на его «внутреннего ребенка», позволив герою добиться успехов в разных сферах деятельности, не потеряв самого себя, своих ценностных и мотивационных установок.

Кинофильм «Форрест Гамп» — это, на мой взгляд, уникальное сочетание подтверждения психоаналитических теорий о влиянии детского травматического опыта на развитие человека и одновременно насмешки над теми, кто призывает поскорее избавиться от своего «внутреннего ребенка». Да, чудаковатый и подчас неприспособленный к самостоятельной жизни Форрест может вызывать смех и жалость. Но его история показывает, что даже в такой ситуации необходимо бороться и двигаться, чтобы сделать лучше себя самого и окружающий нас мир.