Найти в Дзене
Clin_psychology

Детская и подростковая шизофрения

Шизофрения - это психическое заболевание, проявляющееся разлаженностью, разобщением психических функций. Рассогласованность в мышлении, эмоциях и моторике больных изменяет их поведение. Они выглядят для окружающих странными, чудаковатыми. Для шизофрении характерен хронический тип течения, который с годами лишь только усиливает необратимые изменения личности в виде эмоционального обеднения, замкнутости, отгороженности от окружающих, безынициативности, апатии. В практике встречается различные формы шизофренического процесса, включающие галлюцинаторные, бредовые, кататонические, неврозо-и психопатоподобные проявления. Согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней) при выявлении шизофрении клиническое значение имеют следующие симптомы: Вследствие недостаточной зрелости психики ребенка все наиболее типичные для шизофрении взрослого проявления отличаются своей незавершенностью, фрагментарностью, а возникающие галлюцинаторные проявления неустойчивы во времени. Так, например, депресси
Шизофрения - это психическое заболевание, проявляющееся разлаженностью, разобщением психических функций. Рассогласованность в мышлении, эмоциях и моторике больных изменяет их поведение. Они выглядят для окружающих странными, чудаковатыми. Для шизофрении характерен хронический тип течения, который с годами лишь только усиливает необратимые изменения личности в виде эмоционального обеднения, замкнутости, отгороженности от окружающих, безынициативности, апатии.

В практике встречается различные формы шизофренического процесса, включающие галлюцинаторные, бредовые, кататонические, неврозо-и психопатоподобные проявления.

Согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней) при выявлении шизофрении клиническое значение имеют следующие симптомы:

  1. Ощущение эхо мыслей, их чуждости, открытости для всех или, наоборот, их отсутствия.
  2. Бред воздействия, влияния извне - навязанные движения, мысли, ощущения.
  3. Галлюцинаторные голоса комментирующие действия больного, ругающие, приказывающие.
  4. Стойкие бредовые идеи другого рода, неадекватные для данной социальной культуры и совершенно невозможные по содержанию (например, ощущение себя сверхчеловеком, возможности управлять погодой, разговаривать с инопланетянами и тп.).
  5. Постоянные галлюцинации любой сферы, сопровождающиеся нестойкими бредовыми или сверхценными идеями без четкого содержания, сохраняющиеся от нескольких недель до месяцев.
  6. Прерывание мыслительных процессов или "вмешивающиеся" мысли, которые приводят к "разорванности" и несобранности речи, выдумыванию новых, вычурных слов.
  7. Кататонические расстройства - возбуждение или застывание в одной позе, негативизм к происходящему, отказ от речевой коммуникации (мутизм).
  8. Выраженная апатия, бедность речи, малая выразительность или неадекватность эмоций, приводящая к социальной отгороженности.
  9. Утрата интересов, нецеленаправленность, бездеятельность, самопоглащенность и социальная самоизоляция.
-2

Вследствие недостаточной зрелости психики ребенка все наиболее типичные для шизофрении взрослого проявления отличаются своей незавершенностью, фрагментарностью, а возникающие галлюцинаторные проявления неустойчивы во времени.

Так, например, депрессия у ребенка проявляется не тоскливостью, а капризностью и жалобами на скуку. Кататонические расстройства связаны с обильными ритмическими стереотипными действиями (бег на цыпочках по кругу, многократные встряхивания рук, повторение отдельных слов). Бред представлен в виде беспричинной подозрительности, недоверчивости, ощущением опасности, не имеющим логического обоснования.

Также в детском возрасте шизофрению отличают особые страхи, игры, патологическое фантазирование и нарушение речи. Страхи, как правило, беспредметны, вычурны (например, ребенок боится смотреть на свою куклу или проходить мимо зеркал, не переносит, когда слышит определенные слова, затыкает уши, просит их не называть).

-3

Игра при шизофрении теряет живость, творчество и приобретает однонаправленность, стереотипность. Ребенок может утратить интерес к игрушкам и тратить время на манипулирование веревкой, крышками от кастрюль. В более старшем возрасте дети могут рисовать схемы,карты со множеством стереотипных деталей.

Патологическое фантазирование в детском возрасте может выражаться в бредоподобной форме с утерей собственного Я и перевоплощением (например, ребенок может вообразить себя собакой, просит называть его по кличке и одевать на него поводок) или с погружением в выдуманный мир при общей отрешенности и безразличию к реальности (ребенок воображает себя кролем выдуманной страны, в своих фантазиях он ведет бои и крайне раздражительно реагирует при попытках его отвлечь).

Нарушения речи у детей при шизофрении отличаются "машинной" модулированностью, штампованностью, обилием выдуманных слов, иногда полным мутизмом.

-4

В подростковом возрасте шизофрения может проявляться дисморфофобией (убежденность о своем мнимом физическом уродстве) и нервной анорексией (отказ от еды в силу ощущения своей излишней полноты), основанным на бредовой убежденности. Также нередко наблюдается интерес к метафизическим вопросам, бесплодное философствование, утрирование влечений на фоне эмоциональной холодности.

В общем и целом, для шизофрении подросткового возраста характерно более многообразие расстройств, наличие вегетативных нарушений, а также обязательны поведенческие нарушения (конфликтность, бродяжничество, сексуальные извращения, изнасилования, странность, нелепость поведения).

Для детской шизофрении характерен непрерывный тип течения, в свою очередь, для подростковой - приступообразный или приступообразный-прогредиентный, а также возможен вариант одноприступного течения процесса (около 22%).

Активное течение шизофрении может сменяться ремиссией - "светлым" промежутком времени. При своевременной и корректной терапии возможно добиться устойчивости ремиссии и высокого качества жизни.

Если вам было интересно, не забудьте поставить класс!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео!