Уж не потому ли, что нам хочется представить, что «где-то может быть ещё гаже»? Ведь сами посудите, чем хуже жизнь вокруг — тем сильнее интерес к... Этому жанру? Этой категории литературы?
И это правда. Но не вся. Я смог найти три причины столь резкого роста популярности «помойной» (в хорошем смысле) литературы, и сегодня предлагаю разобраться... А действительно, почему?
1. «Чем хуже, тем хуже»
Пожалуй, самая главная и очевидная причина. Чем больше наша окружающая реальность похожа на безысходную помойку — тем сильнее хочется верить, что «где-то может быть ещё хуже», а у нас, на самом-то деле, не так уж и плохо.
Типа, облегчает восприятие окружающей трагедии.
Ведь сами посудите, три периода, когда антиутопия была «на коне»:
- Двадцатые годы двадцатого же века. У нас вообще днище беспросветное и безнадежное: две войны, заполированные сверху бессмысленным и несправедливым НЭПом, вызывавшим обоснованные вопросы вида «а за что боролись-то?». У них — послевоенный кризис, позднее добавочно усугублённый Великой Депрессией...
- Сороковые и пятидесятые годы того же века. Не менее бессмысленная и беспощадная бойня, оставившая два с половиной континента в руинах. Это при том, что от предыдущей-то толком не оправились.
- И, наконец, сейчас. Когда киберпанк уже наступил, экономика конвульсирует от кризиса до кризиса, мировые правительства слетели с катушек, и мы просто не знаем, каких ещё удивительных событий можно ожидать не то что через год, а буквально вот прям завтра.
Везде виден один и тот же паттерн.
«Светлая», научная фантастика расцветает тогда, когда люди видят перемены к лучшему, что несет прогресс.
Антиутопия начинает процветать, когда тот же прогресс вдруг начал загонять миллионы то в гроб, то в нищету...
2. «Вы не туда воюете»
Ещё антиутопии могут расцвести, если в народе появилось глубинное подозрение, что страна идёт куда-то не туда. Или не так. Или не под тем руководством. И тогда фантасты разного калибра начинают строгать то антиутопии, то постапокалипсис — лишь бы дать понять:
Ау! Там пропасть! Куда рулишь, дурака кусок?!
Чаще всего это оказываются «крики в пустоту», коль скоро власть предержащим на всё начхать. Иногда — это фантасты «рулят не туда», и на самом деле всё нормально. А иногда — перемены всё же наступают... Но так, что лучше б их и не было.
Впрочем, это уже другая история. А для нас важно то, что этот пункт хоть и переплетён с первым, но сугубо, скажем так, национален. Выражая, так сказать, трагедию конкретного народа. Или его части.
3. «(не)справедливость, которой нет»
А кроме того — антиутопия привлекает... Самой концепцией того, что с ней можно бороться. Пусть даже чаще всего безуспешно, но можно... А в нашей антиутопии — как с ней бороться? Даже в теории?
Взорвать что-то? Починят, да ещё страховку выдадут. Убрать политиков-«лидеров», делающих жизнь хуже? Так настоящие лидеры-олигархи новых марионеток поставят...
И многих антиутопия привлекает самим концептом того, что «даже если ничего изменить нельзя, то можно хотя бы попытаться». Тогда как в нашей с вами жизни, товарищи, и пытаться-то, в общем-то, бессмысленно.
Вот на этой грустной ноте я и закончу
Возрождение постапокалиптики и антиутопий во всех их формах — знак тревожный... Но что мы можем? Только улыбаться и смотреть, как горит этот чертов мир. И мы улыбаемся.
Потому что если к этому относиться как-то иначе, то можно вообще повеситься...
Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)