Город Саратов и Саратовская область неразрывно связаны с авиацией. Здесь учился летать Юрий Гагарин. Здесь же первый космонавт приземлился, возвратившись из космоса, в 27 километрах южнее города Энгельса. А в самом этом городе (по сути, этот тот же Саратов, но на другом берегу Волги) «живут» на авиабазе «Белые лебеди» (межконтинентальные сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160) рядом с "Медведями" (турбовинтовые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95).
Но главное детище и гордость этого поволжского города, флагман отечественного самолётостроения - Саратовский авиационный завод, на котором в 70-е годы работало до 30 тысяч саратовцев. Теперь он не существует. Крупнейший авиационный завод превращен ныне в «оранжевый базар».
Когда мне рассказали об этом – не поверил. Поэтому в прошлом году сам приехал и снял на видео.:
В июне 1943 года г. Саратов и авиазавод подвергались массированным авианалетам, в них участвовало в общей сложности более 400 фашистских бомбардировщиков.
В ночь с 23 на 24 июня завод был почти полностью стерт с лица земли - было уничтожено около 70% производственных площадей завода и около 60% оборудования. Сгорело 10 цехов, 23 вагона с сырьём, 15 работников завода погибли.
Высказывалось предложение перебазировать все что осталось от завода в Сибирь. Но работники отстояли завод, они трудились сутками без отдыха и восстановили его в кратчайшие сроки. Среднесуточный выпуск истребителей составлял 11-12 самолетов.
Саратовский авиационный завод за время войны выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3, каждый четвертый самолёт вылетал на фронт из Саратова.
На саратовских самолётах бились с фашистами французские лётчики широко известного полка «Нормандия-Неман» и малоизвестного польского истребительного авиаполка «Варшава».
В послевоенные годы завод выпустил более 200 штурмовиков корабельного базирования Як-38 (первый в СССР серийный самолет вертикального взлета). С 1967 года Саратовский авиазавод начал выпускать пассажирский самолет Як-40 (всего выпущено 1011 самолетов), а с 1978 года – Як-42 и Як-42Д (выпущено 172 самолета)…
А в 90-е годы начали все распродавать, крушить и разворовывать.
Двадцать лет назад производство было фактически остановлено (за исключением ремонта и техобслуживания ранее произведенной техники). К 2010 году было продано более половины огромнейшей территории завода (вдоль Волги) вместе с корпусами и оборудованием. Часть корпусов, складов и ангаров снесли, отрезали от коммуникаций, весь металл (огромное количество) и даже плиты со взлётной полосы - вывезли.
Теперь здесь коттеджные посёлки, торговые и развлекательные комплексы. И «Оранжевый базар».
Смотрел и плакал…
Постскриптум.
После того, как в 1943 году немецкая авиация разрушила завод на 70%, его восстановили за три-четыре месяца.