"Разворот на Восток" приносит свои плоды — в ноябре перевозки грузов по железной дороге в сообщении с Китаем впервые превысили 100 млн тонн с начала года. По полной (а иногда и свыше) загружены автомобильные и железнодорожные переходы в Приморье. Грузоотправители отмечают, что в ноябре сроки доставки из КНР выросли до 60 дней. Ситуацию осложняют новые ограничения, введенные соседом на фоне ухудшения ситуация с коронавирусом, сообщает ИА PrimaMedia. Если ограничения будут сниматься, грузопотоки с Дальнего Востока в Китай и обратно потекут значительно быстрее,
Китай с самого начала пандемии коронавируса придерживался политики "нулевой терпимости" к вирусу, местный противоэпидемиологический контроль был и остается одним из самых строгих в мире.
В последнее время всё больше компаний РФ, работающих с китайскими производителями, сообщают о проблемах из-за новой волны ограничений, введенных в КНР из-за роста числа заболевших коронавирусом.
Российская таможня сообщает, что нагрузка на автомобильные и смешанные пункты пропуска на границе в пиковые периоды значительно превышает проектную пропускную способность. Карантинные меры и санитарные ограничения, вплоть до запретов на поставки определенных видов продукции, сдерживают увеличение российского несырьевого экспорта, импорт же ограничивают локдауны в китайских городах и заторы на границе.
Погранпереходы на пределе
В Федеральной таможенной службе (ФТС) “Ъ” подтвердили, что автомобильные и смешанные пункты пропуска на российско-китайской границе функционируют в условиях ряда ограничений и запретов, введенных китайской стороной, и загрузка в пиковые периоды значительно превышает проектную пропускную способность. В среднем количество пропускаемых грузовых транспортных средств выросло на 30–60%, при этом доля товаров из КНР, которые попадают под досмотр в этом году, снизилась почти в два раза — до 2,1%.
Сократились и сроки выпуска товаров по декларациям в морском порту Владивостока (в течение четырех часов с момента из регистрации выпускается 85,4% товаров). Время работы некоторых автомобильных пунктов также было увеличено, в случае необходимости рабочий день продлевается до "последнего автомобиля.
Чего ждём
Аналитики Goldman Sachs полагают, что Китай может завершить политику "нулевой терпимости" к коронавирусу раньше, чем ожидалось первоначально. При этом они видят растущие шансы на ее хаотичное прекращение на фоне распространения заболеваемости и протестов против ограничений. По мнению экспертов, существует некоторая вероятность "беспорядочного" прекращения политики. В то же время они придерживаются прогноза, согласно которому шансы на открытие китайской экономики до начала второго квартала 2023 года составляют 30%.
Отметим, что почти 42% японских компаний ожидают снижения операционной прибыли от работы в Китае в 2022 году, что, вероятно, обусловлено негативным влиянием на бизнес антиковидных ограничений, вводимых китайскими властями в рамках политики "нулевой терпимости" к COVID-19, пишет The Japan Times.
Доля японских компаний, которые ожидают роста операционной прибыли от своей деятельности в Индии составляет 63,2%, во Вьетнаме — 47,6%, в Индонезии — 47%. На фоне восстановления экономик этих государств после кризиса, вызванного пандемией, бизнес смотрит на них с оптимизмом.
Между тем, почти 60% японских промпроизводителей планируют пересмотреть свои цепочки поставок. Из них 57,5% намерены поменять поставщиков, а 42% думают о замене на другие материалов и деталей.
А российский Дальний Восток предлагает Китаю новые проекты инвестиционного сотрудничества.
"В портфель межправительственной Российско-Китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству включены три новых проекта — по созданию приграничной транспортно-логистической зоны в районе железнодорожной станции Забайкальск, строительству российско-китайского предприятия по производству электротранспорта в Иркутской области, а также по созданию индустриального парка циркулярной экономики на Сахалине", — сказал ТАСС (16+) генеральный консул РФ в Шэньяне Сергей Черненко.