Найти тему
Лавка старины

История появления хрусталя и его производство

Слово «хрусталь» происходит от греческого «христалл» — так в Древней Греции называли чистейший кварц, в котором отсутствуют какие-либо примеси. Название материал получил за свою прозрачность — в те времена люди, далекие от науки, считали его застывшим льдом.

Винтажный хрустальный графин для вина или наливки с ободком из серебра 875 пробы, СССР, 1950-60 гг.
Винтажный хрустальный графин для вина или наливки с ободком из серебра 875 пробы, СССР, 1950-60 гг.

Из кристаллов хрусталя делали небольшие линзы, которые всегда носили с собой, чтобы разжигать огонь. Был случай, правда, не в Греции, а уже в Российской империи, когда специально для Петра Первого изготовили из горного хрусталя целый самовар. Изделие получилось уникальным, правда, его дальнейшая судьба неизвестна.

Ваза-ладья с сюжетом по сказке «Колобок», кобальтовый хрусталь, СССР, сер. 20 в.
Ваза-ладья с сюжетом по сказке «Колобок», кобальтовый хрусталь, СССР, сер. 20 в.

Первая мануфактура, занимающаяся его обработкой, появилась в России в 18 веке, а открыли ее в городе Гусь Хрустальный. Позже она переросла в огромную фабрику, работающую и по сей день и выпускающую не просто красивые вещи, а настоящие произведения искусства.

Антикварная хрустальная икорница с серебряной ручкой, СССР, серебро 875 пробы
Антикварная хрустальная икорница с серебряной ручкой, СССР, серебро 875 пробы

Сегодня известны следующие разновидности хрусталя:

  • горный (он же натуральный кварц);
  • свинцовый — представляет собой стекло, в котором присутствует окись свинца;
  • бариевый — с примесями бария, свинец в таком материале отсутствует,
  • богемский — особый хрусталь, в состав которого включено кальциевое стекло.

История появления уникального материала

Считается, что изобрели хрусталь англичане, они первыми додумались включить в его состав окись свинца, чтобы улучшить качество материала. Заметив, что после этого стекло обрело воистину уникальный «голос», изобретатели стали экспериментировать с количеством и составом примесей, добиваясь тем самым требуемых характеристик материала, таких как прозрачность, звучание, блеск, прочность.

Винтажная синяя хрустальная ваза «Астры», СССР, 1970-80 гг.
Винтажная синяя хрустальная ваза «Астры», СССР, 1970-80 гг.

Если говорить о хрустале, изготавливаемом в Гусе Хрустальном, то содержание оксида свинца в нем составляет ровно 24 процента, благодаря чему достигаются потрясающие эстетические свойства изделий и их высокая прочность. Отсюда игра света в гранях, идеальный блеск поверхности, а также удивительная мелодия, которую можно услышать, если слегка постучать по фужеру или вазе.

Хрустальное блюдо для влюбленных в виде сердца с декором из серебра 800 пробы, Aron, Германия, 1-я пол. 20 в.
Хрустальное блюдо для влюбленных в виде сердца с декором из серебра 800 пробы, Aron, Германия, 1-я пол. 20 в.

С развитием науки совершенствовалась и технология производства хрусталя. Сегодня в его состав включают также соединения сурьмы и мышьяка, борную кислоту и прочие примеси. От каждой из них зависят особенности и свойства готового изделия, а также сфера его назначения, ведь хрусталь сегодня это не только посуда.

Винтажная бижутерия, брошь с хрусталем, Ленинградский завод «Русские самоцветы», 1962 г.
Винтажная бижутерия, брошь с хрусталем, Ленинградский завод «Русские самоцветы», 1962 г.

К примеру, чтобы получить цветной хрусталь, используют кобальт для синего, кадмий — для красного, кремний — для розового. Для получения зеленого цвета применяют окись меди, а вот при добавлении окиси марганца получают изысканный фиолетовый цвет. Во времена царской России для придания посуде красного цвета на Гусевском заводе использовали окись урана и коллоидное золото. Само собой разумеется, что это влияло на стоимость изделий, они были очень дорогими, доступными лишь представителям аристократии.

Бокал из уранового стекла, Россия, 1-я пол. 20 в.
Бокал из уранового стекла, Россия, 1-я пол. 20 в.

Для украшения продукции из хрусталя используется гравировка — матовый рисунок небольшой глубины. Огромное распространение получила огранка — широкие полированные грани или так называемая алмазная грань — глубокие бороздочки, образовывающие при пересечении некое подобие сеточки. Итоговым этапом производства является шлифовка, она придает граням красивый блеск — все видели, как при попадании на хрустальное изделие солнечных лучей они преломляются, образуя при этом разноцветные блики.

Кувшин, СССР, 1950-60 гг., хрусталь, ободок из меди.
Кувшин, СССР, 1950-60 гг., хрусталь, ободок из меди.

Особенности производственного процесса

Для получения хрусталя плавят шихту — смесь поташа и песка с добавлением оксида свинца. Именно последний компонент и отличает хрусталь от обычного куска стекла. Сырье расплавляют в печах при температуре, превышающей 1500 градусов. Масса быстро застывает, поэтому работать с ней приходится оперативно, как правило, к этому привлекают нескольких человек. Прямо у печи работают выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Рабочим инструментом первых являются трубки, на одном из концов которых находятся резиновые груши. Небольшая капля раскаленного материала набирается на кончик трубки, а затем путем сдавливания груши выдувается в форму. Далее за дело берется наборщик. С помощью наборной трубки он набирает стекломассу и предоставляет ее для дальнейшей обработки прессовальщику. Тот продолжает обработку на пресс-форме.

Памятная хрустальная ваза «Чемпионат по легкой атлетике СССР», Брянск, 1987 г.
Памятная хрустальная ваза «Чемпионат по легкой атлетике СССР», Брянск, 1987 г.

После выдувания изделия ему придают требуемую форму и отправляют на обжиг в специальную печь. Этот процесс необходим для равномерного остывания хрусталя на протяжении полутора часов. На начальном этапе температура составляет 700 градусов, а затем медленно снижается до 40 градусов.

Ваза со зданием исторического музея на Красной площади, Дятьковский хрустальный завод, 1940-50 годы
Ваза со зданием исторического музея на Красной площади, Дятьковский хрустальный завод, 1940-50 годы

Потом при помощи газовой горелки срезают верх изделия и направляют его на тщательный контроль качества. Необходимо убедиться в отсутствии брака — камушков, пузырей и прочих дефектов. Обязательный этап — измерение слоя стекла, оно должно иметь одинаковую толщину по всей площади продукта.

Антикварная серебряная конфетница в русском стиле «Богатырская застава», 84 проба, Россия, к. 19 в.
Антикварная серебряная конфетница в русском стиле «Богатырская застава», 84 проба, Россия, к. 19 в.

Если изделие гладкое, его украшают алмазной гранью, сперва наносят разметку, а затем по конвейеру передают от одного мастера к другому. Рисунок наносится от крупных элементов орнамента до более мелких. Работа осуществляется на абразивных кругах, поэтому для тушения пыли на них подается вода.

Керосиновая лампа, Европа, начало 20 века, металл, хрусталь.
Керосиновая лампа, Европа, начало 20 века, металл, хрусталь.

Пройдя абразивные круги, изделия обретают красивую матовость, и, если стоит задача сделать грань глянцевой, прозрачной, ее полируют химическим способом под воздействием серной и плавиковой кислоты. После этого продукцию моют, подвергают заключительной проверке и упаковывают для отправки в магазины.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал!
Большое Вам с
пасибо за внимание!