По поводу творчества Кита Томаса даже сказать-то нечего... "Диббук" я не смотрел, хотя есть ощущение, что видел разбор на него у Кинокиллера. Да и новую "Воспламеняющую взглядом" ещё тоже не успел заценить... но, может на основе вот этого вот эпизода какое-то впечатление о почерке режиссёра появится? Тут, вроде как, заявлена тематика ночных кошмаров и их происхождения - довольно знакомая штука, особенно учитывая что именно кошмары-то мне в основном и снятся, даже если наступление трындеца не особо в сновидении ожидается. А ещё тут в основе лежит произведение Лавкрафта... кто б, блин, сомневался?
"Pickman's model|Модель Пикмана"
Кто он такой-то, Пикман этот? Ну, дядя обладает довольно зловещим бэкграундом - маманя с собой покончила, батя кукухой поехал и вслед за супругой отправился... а сам паренёк по миру скитается, остатки денег проматывает. Художник в некотором роде... правда, в академиях ему не то чтобы рады - где все остальные натурщика рисуют, он ещё пару рук присобачит, испарения всякие, испражнения и прочий боди-хоррор. Говорят - рисуйте то, что видите, ну а он чего? Он художник, он ТАК видит! И вот надо же было любимчику и отличнику курса, Тёрберу, докопаться до новенького! Тот его срочно в друзья записал, и повёл показывать накаляканное... тут-то светило академии и понял, почему вся оценочная комиссия сбежала строем, утирая пот со лба!
У Тёрбера тоже не всё в порядке с психикой, после увиденного - во-первых, проспал всё на свете, во-вторых как пришёл знакомиться с родителями будущей невесты, так начало неслабо накрывать. Бабки какие-то полуразложившиеся мерещатся, непотребства глючатся. В общем, вытолкали парня, с напутствием: проспись и протрезвей! А тот с вопросами к Пикману на хату... да только нет его - съехал оперативненько! То ли обиделся, то ли уже другие недовольные претензии высказали.
Но, надо сказать, со временем Тёрбер заматерел, слегка поседел, и таки женился на той самой барышне - даже сынишку сострогать успели. И тут вдруг галюны вернулись - проснулся дядя от шума в доме, пошёл посмотреть, а там в столовой непонятные граждане пиво сраками пьют! Нет - это точно страшный сон, потому что морды у них ещё невообразимее! Тут, правда, выяснилось очень быстро, с чего такие флэшбеки возникли - в дом кто-то припёр картину всё того же Пикмана, говорят, утром доставили, в качестве подарка. Ну их нахер, такие подарки, решил Тёрбер, наказал отправить мазню по обратному адресу, и грустно поплёлся на работу. Вот ведь не было печали!
А тут тоже Пикман - его пригласили выставиться со всем арсеналом картин, и ведь никто Тёрберу не верит, все думают что он попросту завидует более-менее талантливому выпускнику. Тот, кстати, пока бедолага проветривался по пути домой, уже в гости зарулил, сынишке мозги проконопатил, и жёнушке заодно. Та ему про готичные пьяные ритуалы студенческих годов на кладбище, а он ей про богов хаоса, начиная с дедушки Нургла - в общем, нехорошо прерывать такую уютную беседу, но что-то она как-то совсем не в то русло потекла. А так как жена тоже не сильно-то поняла причины, по которым Тёрбер дорогого гостя взашей вытолкал - пришлось наконец-то говорить слова ртом. Мол, крипотой от картин этого гражданина так веет - никакому Гигеру и не снилось! Тут ещё и пацанёнок от кошмара подскочил - не, теперь точно надо поговорить как мужчина с мудилой. Кто из них кто - это уже зрителю разбираться.
Пикман даже соглашается снова из города слинять, заодно отозвав картины с выставки - только пусть Тёрбер к нему в гости зайдёт, посмотрит свежую порцию трэш-живописи! Ну ладно, раз уж так настаивает... можно одним глазком глянуть, правда там бы ещё разглядеть чего. Натуральный бомжатник, крысы бегают где ни попадя, свет за неуплату второй месяц отключен. А картины и вовсе в погребе хранятся - и понарисовано там такой дичи, со всякими Шуб-Ниггуратами, что невольный посетитель уже схватился за канистру с бензином. Дескать, меня твои охерительные картины задостали уже, одна охерительнее другой! И тут Пикман наконец-то раскрывает тайну - он и впрямь рисует то, что видит, и это не метафора слетевшей кукухи: посреди подвала колодец стоит, а оттуда выбирается боевая жаба изрядно потрёпанного вида. "Ну нахер!" - делает заключение Тёрбер, кидает зажжённую спичку, и сваливает пока не придавило... кстати, жаба, больше похожая на помесь водяной бабы и заколдованного офирского принца из "Дикой охоты", всего-то сграбастала подстреленного Пикмана, и ничего плохого недовольному критику не сделала - только грустно посмотрела на пожар.
Вот казалось бы - всё хорошо, разобрался как мог, прекратил бардак и ужас, можно семью сводить в галерею... так там все стены увешаны крипотой кисти почившего Пикмана! Причём, кое-что явно было среди задорно полыхавших ночью полотен. Опять беспокойство, жену домой, подручным задание - поснимать безобразие и в костёр, желательно заранее зажмурившись покрепче! Но опять не предусмотрел - семейство уже нагляделось: дома жена встречает в лёгком невменозе на кухне, глаз нет, а на вопрос, где сын - и вовсе следует ответ в духе Парфёна Рогожина из финала "Даун-хауса"... Художника-то каждый обидеть может!
Ну, тут получилось хорошо, прям вот если не говорить о немножко кондовенькой графике - вообще отлично! Я, как обычно, первоисточник-то не читал, и чего где не совпадает - сравнить не выйдет. Но по тому, как подана история - безоговорочно 9 из 10. Актёрская игра, опять же, тащит - и криповый без вского антуража, Криспин Гловер (это который батя-Макфлай в "Назад в будущее"), и отлично играющий Бен Барнс, который уже давно отлип от образа тупенького смазливого юноши. И атмосфера соответствующая: вот глядя на эту серию, всего час продолжительности, не отпускает вопрос - нахер сеттинг Лавкрафтовских сюжетов в каждой экранизации упорно осовременивают? Начало двадцатого века отлично в кадре смотрится!
Почему не максималка? Ну, я опять же, не знаю как там в первоисточнике, но мне тут очень не понравился общий посыл - дескать, вот насмотришься дичи и крипоты с хтонью, и всё, и сразу плохо всё станет. Почему-то, если насмотреться солнышков и цветуёчков - хорошо не становится, и об этом как-то вежливо умалчивают. В общем, любимая тема пропаганды с телевизора - если кто-то рисует жуткие картинки, то он маньячина и утырок. Дядя Адик рисовал пейзажи... думаю, никому не надо объяснять, сколько всего "прекрасного" он принёс населению планеты. Тут, правда, бок о бок идёт вторая линия, о том как трудно избавиться от стрёмных граждан, которые упорно в твою жизнь лезут, после того как ты буквально на секунду к ним внимание и сочувствие проявил...
обзоры на остальные эпизоды по ссылкам ниже:
#кабинетредкостей, #хоррор, #альманах, #мистика, #сериал, #кинообзор