Эта статья целиком будет посвящена моему дачному беспризорному подопечному - очень красивому и классному коту, которого я зову Кэт-Кэт. Кстати говоря, он на это имя прекрасно откликается, если что. 26 ноября я забрал его с дач и отвез на лечение в стационар ветклиники. Кэт-Кэт - особенный кот. Судьба распорядилась им не столь благосклонно, как могла бы. Он - больной. И болезнь его - не победить. Вирус иммунодефицита (ВИК) и вирус лейкемии (ВЛК) в одном флаконе, у отдельно взятого кота. И это, по сути, приговор...
Приговор потому, что именно с такой комбинацией долго не живут. Невозможно сказать, сколько ему еще отпущено - все будет зависеть от сотен обстоятельств. Наверное, речь имеет смысл вести о 2-3-4-5 годах жизни. А можно сгореть и за пару месяцев, если дойти до терминальной стадии болезни. Сгореть на фоне полного внешнего благополучия. Я же ведь не знаю, сколько времени он уже инфицирован. Но все точно знает о нем только кошачий бог, если он существует. При этом Кэт-Кэт - большой молодчина. Потому что держится он просто молодцом.
Я сразу поясню сейчас для тех, кто ничего не знает о ВИК и ВЛК. Эти два вируса относятся к семейству ретро-вирусов кошачьих. В кошке они живут и размножаются годами. По сути они - внутриклеточные паразиты, которые паратизируют на быстроделящихся клетках организма, заставляя их производить миллионы своих копий. Они встраивают свой геном в ДНК таких клеток и если развернуть спираль ДНК, то мы увидим в ней этого паразита - вирусная ДНК, встроенная в код живой клетки.
Я написал про быстроделящиеся клетки. К ним относятся, в частности, лимфоциты, клетки иммунной системы. У кошек с ВИК и /или ВЛК иммунитет с годами становится все хуже и хуже. Организм, потихоньку, разбалансируется. И возникают болезни, от которых кошка, в итоге, и умирает. Не от самих вирусов, нет. Это могут быть злокачественные новообразования, это могут быть банальные примитивные инфекции, с которыми иммунитет уже не способен бороться, да много чего может быть, на самом деле. А проще всего сравнить эти два вируса с ВИЧ. По сути - все тоже самое. ВИК и ВИЧ вообще братья-близнецы. Человеку ВИК и ВЛК - не передаются.
Но, возвращаясь к Кэт-Кэту. Я в конце марта этого года уже отвозил его в стационар. Тогда он на дачах удумал у меня умирать. От банального ринюшника! Его в стационаре вытаскивали с того света три недели. И - вытащили. Я его тогда забрал домой. Он еще не до конца оклемался от перенесенной болезни, да и планировал его оставить у себя на ПМЖ. Я всегда сдаю новичкам анализ на ВИК и ВЛК. Потому что это очень распространенная зараза. Сдал и тогда. Оба - плюс.
Стало сразу понятно, почему он загибался от банальной, несложной респираторной инфекции. И так же было понятно, что оставить у себя я его не смогу. По очень простой причине. ВИК и ВЛК передаются здоровым кошкам. Нет, эти вирусы, это, конечно, не грипп. Их не так просто передать. Кошки могут длительно жить с больной кошкой и не заразиться. Но, тем не менее, рано или позно передача произойдет. Особенно это касается ВЛК. Чтобы передать ВЛК, достаточно тесных длительных контактов - общие миски с водой, вылизывание друг друга и т.п.
Концентрация вирусов ВЛК и ВИК очень высока в слюне. В природе основной путь передачи - через укусы. Те кошки, которые ходят на улицу и дерутся - они все в группе риска. У кого животные на самовыгуле - знайте, очень может быть, что они уже - больны.
Я постоянно сбиваюсь на пояснения природы этой дряни, но без этого никак, извините. Так вот тогда, прошлой весной, я увез Кэт-Кэта снова на дачи. Вобщем, было понятно, что весну-лето-осень, он там переживет без особых проблем. Так оно и получилось. Особые переживания у меня были за зиму. Выживание зимой на дачах, даже при условии наличия теплых кошачьих домиков, при условии ежедневной хорошей кормежки - дело не из простых. Это выживание в экстремальных условиях, а для этого надо иметь хорошее здоровье.
Ну а у Кэт-Кэта здоровье не самое блестящее, как оказалось. В ноябре он занял установленный мною на заброшенном участке утепленный домик и практически не выходил из него, грелся там, дрых целыми днями. Вроде бы все шло неплохо и я стал подумывать - а вдруг он сможет перезимовать? В будке достаточно тепло, с питанием проблем нет, сам вроде бы выглядит относительно неплохо. У него была только одна проблема - после того весеннего срыва, ринит и конъюнктивит у него стал хроническим, он постоянно чихал и сопел носом, а глаза постоянно слезились. И с этим ничего не поделаешь, это теперь на всю оставшуюся жизнь.
А полторы недели назад я стал замечать, что он - скис. У него пропал аппетит, он стал вялым, из будки перестал выходить даже когда я приезжал кормить свой кошачий табор. Я наблюдал за ним 4 дня. А потом решил его оттуда увезти на лечение. Было абсолютно непонятно, что с ним такое. Обострения ринита я не видел, живот был мягким и неболезненным, а состояние - угнетенное, от еды - отказывается.
В стационаре Женя после осмотра так же сказала, что непонятно, из-за чего это все с ним. А на следующий день он вдруг стал есть. При том что Женя ничего с ним не делала. Всего лишь прокапала ему физраствор с витаминами. Как Женя пошутила тогда - это он у тебя просто в тепло захотел, захотел вернуться в "санаторий". Да уж, других объяснений и не придумаешь.
Вчера у него взяли кровь на биохимию. В целом, все неплохо. Сильная анемия. Эритроцитов 1,98 при норме 5,8-10,7, гематокрит 10, при норме 30-47. Показатели, конечно - дрянь. Анемия нерегенераторная. То есть, повлиять на нее каким-то образом - нельзя. Женя даже железо колоть не стала, потому как смысла никакого. С анемией он теперь будет жить постоянно. Вот эта самая нерегенераторная анемия, это классика жанра при ВЛК, да и при ВИК тоже.
Что еще по анализу? Повышена скорость оседания эритроцитов (СОЭ). У него 41 при норме 6-10. Это указывает на какое-то воспаление. Где это воспаление - неизвестно. Сейчас ему стали колоть антибиотик, самый слабенький, Синулокс. Ну и повышена АСТ. Это фермент, который контролирует метаболизм аминокислот. У него 51 при норме 9-45. С чем это можно связать, я, честно говоря, затрудняюсь с ответом. Кстати - уровень лейкоцитов у него хороший очень. При ВИК и ВЛК на терминальных стадиях лейкоцитов почти нет. А у него - нормальное их количество. Это говорит о том, что состояния иммунодефицита организма (к чему и ведут ВИК и ВЛК) у него на данном жизненном этапе - нет
Вот такие дела. В целом он - весьма бодр. Он прекрасно сидит в клетке. Он и весной сидел также. Я постоянно этому удивляюсь. Ибо, он настолько независимый кот, настолько свободолюбивый, настолько недоверчивый к людям, а - поди ж ты. Делай с ним что хочешь, он абсолютно спокоен и невозмутим. Женя его называет - добряком. Ну да, именно так он и выглядит сейчас - большой и добрый котяра, который с удовольствием помурчит, если его почешут за ушком. Если оставить клетку открытой, он не делает ни малейших попыток клетку покинуть. Кажется, что его интересует только еда и сон.
Через дней 5 его оттуда выпишут. И у меня снова встает вопрос, куда его везти. Приюты и передержки я отметаю сразу. Там он, на самом деле, никому будет не нужен. Будет всю жизнь просто сидеть в клетке. Его же не выпустить к остальным животным. Плюс - в приютах очень высокое давление инфекций. В приютах инфекции извести невозможно. А у него иммунка слабовата для борьбы с ними. Нет, приют - не вариант. Да и в приют можно везти только вакцинированных животных. Курс вакцинации - недель 5, не успеваю в любом случае.
Что еще? Можно вернуть на дачи. Будка его на месте. Я - тоже на месте. Перезимует ли он? Я понятия не имею. Честный ответ - 50/50. Или перезимует, или - нет. Плохо очень то, что забирал я его при круглосуточной плюсовой температуре, сидит он сейчас при комнатной температуре, а на улице сейчас среднесуточная у нас минус десять. Слишком высок перепад температур получается. Стресс для организма будет сильный. Если бы сейчас была плюсовая температура, то можно было бы этого не опасаться.
Зимы у нас впереди 4 месяца. Зима только начинается. Впереди - все самое сложное - морозы, метели и прочие удовольствия. Не знаю. Какой-то уверенности в благополучной зимовке у меня нет. Но что я еще могу для него сделать?
Могу привезти его к себе домой. И посадить в клетку. Могу сделать вольер. Это будет та же клетка, только побольше и поинтересней. Что потом? Это самый гадкий вопрос. Был бы у него только ВИК - спокойно бы выпустил его к Чернухе со Слепышкой в отдельную комнату. С ВЛК - не могу. Мариновать его в клетке/вольере 4-5 месяцев до тепла и потом отвезти на дачи? Один из вариантов. Правда, никто не знает, что там будет через 4-5 месяцев.
Держать его годами в клетке? Не знаю, я не готов к этому, это совсем как-то жестоко. Повесить ему на окно кошачий балкончик, чтоб в теплое время года мог "соприкасаться" с улицей? Выгуливать его на шлейке? Сделать ему потом из окошка трапик, чтобы мог сам ходить гулять на улицу и возвращаться в свой домашний вольер? Живу я на первом этаже, дворы очень тихие, гулять, в принципе, есть где. Только, наверное, выйдя впервые из окна, он возвращаться уже не захочет. А может и захочет - только гадать. Думаю даже об ошейнике со спутниковой навигацией.
А самое лучшее для таких животных, как он, это домашнее содержание в единственном числе. Если почитать сайты организаций лучших инфекционистов мира в области ветеринарии, то там будет написано - все, что мы можем сделать для таких кошек, это окружить их любовью и заботой и тогда они проживут долго и проживут счастливо. Это лечение такое, на самом деле. Которое - единственное рабочее. Других лечений - не существует.
А вообще - тупик это все для меня. Вся эта ситуация с ним. И не пристроишь его никому. Не нужен никому такой кот. А умолчать о проблемах со здоровьем - я не имею права. Что думаете сами?
Р.S. Я вспоминаю сейчас наше с ним знакомство. Конец сентября 21 года. Я приезжаю на дачный участок, как вдруг на забор запрыгивает пушистый, красивущий котяра. Как черт из табакерки, не видел я его никогда раньше. И смотрит мне в глаза сидит. Заискивающе так смотрит, я протянул ему еду, он спрыгнул, подбежал и давай есть все подряд, как ненормальный и в таких количествах! Голодал, брат ты, голодал... Помню, сказал ему тогда, на прощание - ты приходи, если что, со мной не пропадешь зимой, будешь всегда сытый. И вот прошло больше года. Он не пропустил ни одного дня.