1 декабря в российских кинотеатрах стартует премьера индонезийского фильма «Заклятие: 13-й этаж».
Снова отечественные прокатчики превзошли все ожидания и решили выехать на популярности культовой франшизы «Заклятие». Сразу оговорюсь, что никакого отношения к тому самому «Заклятию» данный фильм не имеет. И вообще, называется он в оригинале «Pengabdi Setan 2: Communion», что можно перевести как «Слуги Сатаны: Причастие». Причем это сиквел. Ранее, в 2017-м году выходил фильм «Слуги Сатаны». И выходил именно под своим оригинальным названием. В свою очередь «Слуги сатаны» — ремейк другого одноименного индонезийского фильма режиссера Сисворо Гаутама Путра.
Автором «Заклятие: 13-й этаж» выступил индонезийский режиссер и сценарист Джоко Анвар, которого российские зрители могут знать по фильму «Гундала: Сын молнии». Хотя на его работы стоит обратить внимание.
Анвар, без сомнения, один из лучших режиссеров, работающих сегодня в Юго-Восточной Азии. Впервые он стал известен благодаря фильму «Обещание Джони» в 2005 году. Фильм получил множество местных и региональных наград и по сей день остается фаворитом публики.
С тех пор его карьера его шла на взлет. Затем он снял «Слуги Сатаны» и побил рекорды кассовых сборов у себя в стране, укрепив свой статус на международном уровне, поскольку его часто сравнивают с американским режиссером Джорданом Пилом («Прочь»), работающим в аналогичных жанрах. Нельзя не отметить, что они даже внешне очень похожи.
Принимая во внимание все это, мои ожидания от выхода его нового фильма были высокими, особенно от режиссера. Но фильм терпит неудачу во всех своих элементах — от повествовательной структуры до визуального языка и эстетики, исполнения и музыки.
Анвар обладает уникальной способностью дать напряжение фильму. Все использованные сюжетные приемы, скримеры, в основном работают. И если вы смотрите фильм ужасов только ради того, чтобы несколько раз вскрикнуть от испуга, то добро пожаловать в кинотеатр. Однако ловушки, которые Анвар расставляет для своих персонажей, можно заметить за километр, и они иной раз кажутся предсказуемыми.
Фильм начинается с того, что журналиста привозят на место культа, где совершено массовое убийство. Журналист был предупрежден, что правительство Индонезии не заинтересовано в расследовании из-за деликатного характера преступления.
Происходит прыжок во времени, и мы узнаем, что Рини (Тара Басро) и ее семья, потеряв мать и младшего брата, решили переехать в новую квартиру, расположенную в низине недалеко от побережья. Они живут со своим отцом, которого играет Бронт Паларае. Он большую часть времени проводит вдали от дома, работая на «таинственной» работе, о которой никто не знает.
После аварии лифта и прихода муссона жители оказались в ловушке. Оторванные от общества и ресурсов, жители закрываются в своих домах. Далее следует серия событий, настолько слабо связанных друг с другом, что это едва ли имеет какой-либо смысл, и если бы я смотрел это по телевизору, то после завязки уже переключил бы канал.
Большая часть кульминации разворачивается под покровом темноты, с вспышками молнии и ламп. Соедините это с бессмысленным количеством трясущихся камер в духе Джейсона Борна, и все, что у вас останется, — это ужасная мигрень.
Никакое чувство угрозы, которые якобы испытывают главные герои, не вызывает беспокойства у зрителей. Ни одна из травм, которые они пережили как семья за годы до этого, не затрагивается в дальнейшем и не имеет ни малейшего смысла.
В конце режиссер дает понять, что франшиза «Слуги Сатаны» — это трилогия и мы посмотрели лишь вторую главу. И это настораживает.
Но если первый фильм был действительно страшным и талантливо сделанным, то второй фильм вызвал только разочарование. Видно, как Анвар вложил все силы и всю свою любовь в первый фильм, и как ему было наплевать на второй. Страшно подумать, с каким безразличием он будет снимать третью часть. С таким же успехом это фильм мог бы снимать другой, менее талантливый режиссер.
Резюме: Страшный...страшно ужасный фильм, способный заинтересовать лишь парочкой моментов
Оценка: 2 из 5
Вывод: Смотреть рекомендуется только прожженным фанатам ужасов, которые бояться пропустить хотя бы один фильм жанра