Раз уж в последнее время мне приходилось слушать довольно психоделические альбомы Битлов, я решил и дальше исследовать зарождавшиеся тогда новые жанры. Так как Pet Sounds мне зашёл лучше, чем любой альбом Битлов, я решил продолжить знакомство с дискографией пляжных мальчиков (пропустив первые десять альбомов). Сегодня на очереди Smiley Smile – слушать буду моно-версию.
Весь альбом у меня было ощущение, что я переключаю каналы: по одним идут фильмы про супергероев, по другим – отшлифованные музыкальные телешоу с группами с прилизанными волосами, где-то – диснеевские мультики и очаровательными старомодными мелодиями, но где-то – более хипповые молодёжные сериалы про развязных персонажей. На альбоме намешано довольно много всего, но неожиданно все эти элементы хорошо звучат вместе. Наверно, дело в продакшне. В музыке здесь нет амбициозности и излишней насыщенности, которая присутствовала на Pet Sounds или на Sgt Peppers их соперников. Вообще эта пластинка напомнила мне вполне современные альбомы в стиле bedroom pop. Этот жанр как раз снова вернулся в моду во время пандемии, когда многие звёзды создавали домашние студии и записывали оттуда свои мечтательные песни.
Итак, альбом открывает Heroes and Villains – наверно, самая экстремальная песня на пластинке. Она больше напоминает коллаж, и элементы иногда очень разные по настроению. Ощущение, что Уилсоны просто взяли несколько песен и нарезали их почти в случайных местах. И тут сразу же у меня появилась ассоциация с меняющимися каналами на ТВ.
И выбор зрителя в итоге не самый очевидный: Vegetables приглашает нас посмотреть кулинарное шоу, где ведущий режет овощи. Этот трек интересен для меня минималистичной инструменталкой с тёплым басом, который постепенно дополняется разными звуками: то кто-то что-то измельчает, то наливает и пьёт жидкость, то будто закуривает трубку. В остальном песня вполне похожа на классический поп со всеми его сладкими гармониями, и только внезапное пианино в конце немного намекает на психодел.
А вот следующий инструментальный номер Fall Breaks and Back to Winter намного более гипнотический. Среди коротких нарезок из разных песен эта кажется довольно длинной и монотонной «симфонией», хотя даже не дотягивает до 2,5 минут. Но всё это время мы слышим постукивание дятла – мне оно больше напомнило размеренное движение стрелки часов, которая и символизирует смену сезонов.
She's Goin' Bald интересна использованием новомодных эффектов для искажения голоса. Ну и немного странным юморным текстом, предположительно, на неприличную тему. Хотя про марихуану песня была, почему бы и оральный секс не упомянуть? Юморной подход продолжается на Little Pad, которая звучит, как песня для вечеринок, записанная на вечеринке. Хохот и голоса дополняют песню и делают не такой слащавой, какой её могла бы сделать мелодия.
Good Vibrations кажется мне наиболее подходящей для радио из всего треклиста, хотя песню никак нельзя назвать стандартной: она тоже покроена на несколько абсолютно разных частей, каждая из которых, в прочем, источает «добрые вибрации». На мой взгляд, песня слишком короткая, потому что этот задорный фальцет и неожиданные всплески терменвокса можно было слушать бесконечно. А завораживающий чилловый фрагмент с маракасами и органом очень круто контрастирует с темповой частью в начале песни с явными куплетами и припевами. Мне срочно нужна какая-нибудь десятиминутная расширенная версия.
With Me Tonight снова похожа на вокальный поп, и песня неплохо вписывается в стиль, на котором завершается Good Vibrations. А вот следующая Wind Chimes кажется мне уже намного более напряжённой и даже пугающей. От этой песни отдаёт клаустрофобией, и она явно выделяется на фоне остальных довольно позитивных номеров на альбоме. Мелодия мне не запомнилась, но вот атмосфера стала сразу же понятной.
И после такого трека в пугающем особняке с завываниями ветра Gettin' Hungry с первой же секунды как-то сильно бьёт по ушам. Пожалуй, этот резкий переход единственный момент на пластинке, который мне не понравился. Внутри песни динамика отличная, к концу альбома такой явный контраст кажется мне очень уместным – он позволяет удерживать внимание слушателя. В итоге на треке группа скачет от энергичного, танцевального органного проигрыша/ припева к более эмоциональной блюзовой части.
Wonderful начинается, как религиозный трек, но в середине происходит небольшой эмоциональный всплеск. Судя по всему, трек опять затрагивает очень откровенную тему – потерю девственности верующей девушкой. Иронично, что песня преподносит её любовь к неверующему не как конфликт интересов и не как триумф любви над устаревшими устоями, а как обычный случай из жизни – наверно поэтому песня одна из самых спокойных на альбоме.
Завершает альбом короткая и простая Whistle In, где нас призывают насвистывать мелодию. Это ещё один ду-уоп момент на альбоме.
Ссылка на официальный плейлист на ютубе
Альбом получился очень компактным, но никак не пустым. Здесь хватает цепляющих мелодий, есть один очевидный большой хит и куча интересных аранжировок, которые смешивают классику поп-музыки с современным (даже на сегодняшний день) подходом. При этом с кучей быстрых перемен и впечатляющим миксом жанров слушателю не дают утомиться, стараясь «сдерживать» песни – сейчас это бы назвали lo-fi музыкой. А ведь на пластинке звучит так много разных инструментов, что соблазн устроить оркестровую какофонию наверняка был велик. Альбом близок к идеальному, но я знаю, что оригинальный Smile был лучше, поэтому этому поставлю 4.5/5.
И так как этот альбом понравился мне с первого же прослушивания, у меня возник вопрос: а что в нём такого особенного? Почему альбомы Битлов меня не впечатлили, а этот – очень даже? Дело в маркетинге и в завышенных ожиданиях после всех восторгов фанатов ливерпульского квартета? Или этот альбом на самом деле приятнее на слух? Такие вопросы я сегодня оставлю без ответа – наверно, иногда музыка просто нравится или не нравится, и для этого не нужно осознанных причин.
______________________
Читайте также на моём канале:
______________________
Ещё больше статей о музыке и не только на моём персональном сайте или телеграм-канале. Поддержите меня напрямую!