В этой статье я расскажу вам о таком понятии, как электродистанционная система управления самолётом, или коротко - ЭДСУ. Также, на зарубежных самолётах по типу Airbus, данная система имеет название - Fly-by-Wire.
ЭДСУ обеспечивает передачу управляющих электрических сигналов от органов управления в кабине экипажа (ручки, педали и т.д.) к приводам аэродинамических поверхностей (элементы механизации крыла, рули).Первым самолётом с системой Fly-by-Wire являлся A320
От механической системы управления ЭДСУ отличается отсутствием механической проводки, в которую входят такие элементы, как: качалки, тросы, шкивы и тяги. Всё управление передаётся буквально по электрическим проводам. В первую очередь, это облегчило вес конструкции.
Более того, все сигналы от рычагов управления первым делом попадают в вычислитель (или попросту - компьютер), который анализирует те или иные действия экипажа, и уже на основе полученных данных принимает решение о каком-либо манёвре. Компьютер не даст вам совершить на Airbus'е какой-либо нестандартный "трюк". Система Fly-by-Wire будет контролировать весь процесс полёта.
В авиации подобные манёвры называются предельными режимами полёта. _ Вычислительная система современных самолётов содержит в себе базовые значения предельных режимов полёта. Срабатывает ограничитель, если эти значения будут нарушены. Также, благодаря наличию системы ЭДСУ, вероятность попадания самолёта в штопор или сваливание сводится к минимуму.
Система ЭДСУ была создана для надёжности и безопасности полётов. Многие элементы управления продублированы, с целью исключить какие-либо ошибки во время полёта. Проверяется даже качество электропитания проводки.
Конечно, положиться полностью на автоматику нельзя, так-как во время полёта может случиться всё что угодно. Несмотря на это, с каждым годом ЭДСУ улучшается, прорабатываются всё более новые варианты работы системы, подстроенные под реальные события.
И так, давайте выделим основные преимущества ЭДСУ. Во-первых, система способна срабатывать быстрее, чем человек. Теперь она берёт на себя обязанность контролировать не только поведение самолёта в полёте, но и действия пилотов. Любое отклонение от нормы будет отрегулировано до приемлемого значения.
Во-вторых, современные самолёты благодаря наличию такой системы управления могут освободиться от лишней механической проводки, тем самым облегчив вес.
Ну и третье преимущество - систему можно легко обучить очень сложным вещам. Например, сложные алгоритмы управления неустойчивым самолётом (выход из строя какого-либо агрегата во время полёта).
Недостатки
- Для обслуживания подобного рода систем нужна более высокая квалификация наземных работников.
- * Отсутствие какой-либо связи левого и правого рычага управления между собой. Пилоты могут в стрессовой ситуации действовать хаотично, что приведёт к непредсказуемым последствиям (такая проблема существует только у самолётов фирмы Airbus).
Если о каких-либо недостатках я не написал - можете поделиться этой информацией в комментариях :)
Мы запустили наш официальный Telegram-канал 👇
ПОДПИСЫВАЕМСЯ!
ВКС И ВМФ 🇷🇺