Проблема удаления избытка влаги с благоустроенных территорий всегда встает на первый план при проектировании участка, предназначенного под строительство, парковку, сквер, место для отдыха. Скопление воды на автомобильных дорогах и затопление низинных участков возле частного дома также не приносят положительных эмоций, так как вода может при понижении температуры воздуха превратиться в лёд или послужить причиной заболачивания почвы.
Водоотводные лотки – одни из основных приспособлений для создания современных систем поверхностного водоотведения. Они очень популярны как в гражданском, так и в промышленном строительстве. Среди других девайсов для отвода лишней воды лотки отличаются высокой эффективностью благодаря своей конструкции.
Конструктивные особенности водоотводных лотков
Лотки – это части системы поверхностного водоотведения. Они справляются с аккумуляцией и отводом сезонных талых вод, дождевой воды, эффективны при близком прилегании к верхнему слою почвы горизонта грунтовых вод. Небольшой дождь сам по себе не нанесет вреда ландшафту и будет только на пользу растениям, освежит воздух, написав его влагой. Однако если местность атакуют сезонные ливни или благоустроенный участок находится в низине, вред лишней влаги будет накопительным: быстрее придут в негодность фундаменты зданий, возрастает вероятность подтопления подсобных и подвальных помещений, почва будет закисляться, растения погибнут (при высокой степени обводнения корни растений не получают доступа к кислороду, что вызывает их угнетение), а территория потеряет декоративный и первоначально презентабельный вид. Застой воды и её неспособность проникать в глубокие почвенные слои вызывают быстрое заболачивание грунта.
Поверхностный дренаж организуют таким образом, чтобы вода могла стекать только в определенные области. Лоток имеет конструкцию продолговатого желоба, который выступает проводником для воды. Внутри – гладкая поверхность без выступов, чтобы не препятствовать свободному движению потока. Лотки собираются комплексно в единую систему и подключаются к канализации – локальной или централизованной.
Классическая конструкция водоотводного лотка – это желоб длиной 1 метр. Он полый внутри и его поперечное сечение имеет U-образную или П-образную конструкцию, герметичную с трёх сторон и открытую сверху. При укладке лотков на участке сперва изучаются особенности территории: уклон, годовое количество осадков, учитывается инфраструктура и расположение зданий. При монтаже дренажной системы в местах общего пользования – на автострадах, в городском пространстве и на парковках рассчитывают потенциальный трафик пешеходов и автомобильной техники. Чтобы вода могла стекать в определенном направлении, лотки устанавливают под небольшим углом.
Так как лоток предназначен только для транспортирования воды и растворенных в ней веществ, сверху он комплектуется защитной решеткой. Решетка выполняет роль фильтра, который предотвращает засорение системы лотков палой листвой, ветками деревьев, крупным мусором и грязью. Если лотки оставить открытыми, то водоотводная система преждевременно выйдет из строя. Вторая функция поверхностной решетки – создание эстетичного безопасного покрытия, предотвращающего травмирование человека и животных. Решетка плоская, а параллельные перекрытия расположены относительно друг друга достаточно близко, поэтому наступать на нее при перемещениях можно как взрослым, так и детям, и домашним питомцам.
Для ограничения зоны сбора влаги дренажной системой торцевые части водоотводных лотков комплектуются заглушками, а чуть ниже уровня водоотводов устанавливают пескоуловители – специальные резервуары, где происходит постепенное накопление песка, попавшего в систему с общим током воды. Чтобы вода не поступала обратно из системы в грунт, торцевые заглушки и пескоуловители следует крепить к лоткам герметично.
Выбирая элементы дренажной системы, стоит запомнить, что не каждый лоток можно использовать по назначению в разных строительных проектах. Как определить возможность применения лотка? На это влияет 4 параметра:
- материал изготовления. Лотки производят из бетона, металла, пластика и композитных материалов;
- допустимая весовая нагрузка – давление, оказываемое на участок, которое создаётся совокупностью трафика людей и техники в единицу времени. В зависимости от нагрузки, которую может выдержать лоток, выделяют 6 классов водоотводных лотков;
- сечение лотка. Это ни что иное, как расстояние между внутренними стенками лотка. От сечения зависят габариты финальной конструкции и проходимость лотка (объем воды, который может провести лоток за единицу времени), поэтому при покупке обязательно стоит уделить внимание маркировке лотка – сечение там указывают в обязательном порядке. Общепринятое обозначение сечения лотка – латинские буквы DN, а измеряют его в миллиметрах. К примеру, маркировка «DN250» говорит о том, что между стенками водоотвода расстояние 250 миллиметров;
- высота лотка. Это величина также измеряется в миллиметрах и говорит нам о том, какую высоту имеет желоб по боковой стенке. Обозначается латинской буквой H.
Определиться с покупкой лотка достаточно просто, однако режим использования территории – основное условие, накладываемое на дренажную систему и определяющее её эффективность. Поэтому расскажем о классификации лотков дренажных систем.
Классы водоотводных лотков по допустимой нагрузке
Существует 6 основных классов водоотводных лотков. Классы устанавливаются по допустимой весовой нагрузке, которую испытывает территория под воздействием транспорта, трафика людей, строительной техники:
● Класс А15. Небольшие нагрузки до 15 тонн, лотки могут использоваться на тротуарах, вдоль пешеходных и велосипедных дорожек, при строительстве коттеджей и частных домов;
● Класс В125. Нагрузка до 12,5 тонн. Обычно это автомобильные дороги с низкой интенсивностью движения транспорта;
● Класс С250. Нагрузка на дренажную систему до 25 тонн. Основное применение – на автотрассах и дорогах со средней интенсивностью движения транспорта;
● Класс D400. Лотки с допустимой нагрузкой в 40 тонн. Применяются на автострадах, магистралях с высокой интенсивностью транспорта разных категорий (легкового, грузового, транзитного и так далее);
● Класс E600. Лотки этого класса способны выдержать нагрузку на территориях промышленных складов, больших предприятий, зон погрузки и логистики;
● Класс F900. Лотки с максимально допустимой нагрузкой в 90 тонн. Популярны при организации дренажа взлетных полос и инфраструктуры аэропорта, военных объектов и промзон.
Особенности бетонных и пластиковых водоотводных лотков
Наиболее популярные материалы для производства водоотводных лотков – пластик и бетон. Пластиковые лотки популярны в частном строительстве, так как предназначены для сравнительно небольшого потока воды. Чрезмерная нагрузка способна вызвать их деформацию, что отрицательно сказывается на эксплуатации и обслуживании дренажной системы. Главные достоинства – эстетичный внешний вид и лёгкий вес лотков. Перевозить можно такие элементы без привлечения спецтехники. Чего не скажешь о бетонных лотках: они достаточно тяжёлые и транспортировка собственными силами к месту монтажа тут исключена. Застывший бетон много весит, поэтому часто лотки изготавливают прямо на месте, позволяя им застывать в формах и уже потом устанавливая в цельную систему. Бетонные лотки популярны в создании городских коммуникаций и при реконструкции дорожного покрытия.