...и не только.
Начну, как водится, издалека — тем более, и речь будет о делах давно минувших дней.
Однажды археологи откопали некий артефакт, очистили и прочли на нём надпись: "Изготовлен в V веке до н.э.".
Для тех, кому не смешно, поясню, что делить историю человечества на время до нашей эры и после европейцы начали только в XIII веке.
Любознательным напомню, что нулевой точкой отсчёта нашей эры с VIII века считалось Рождество Иисуса, дату которого вычислил ещё раньше — в 525 году — аббат Дионисий Малый, исполняя волю римского папы Иоанна Первого. До тех пор счёт времени вели от начала царствования императора Диоклетиана.
Особенным патриотам приятно будет узнать, что в России на новую систему летосчисления перешли много позже — в 1700 году, по указу Петра Первого.
Но это всё присказка: сказка впереди.
В последней трети III века до н.э. правителю знаменитого Фаюмского оазиса передали папирус с жалобой, адресованной египетскому царю Птолемею, одному из предков не менее знаменитой царицы Клеопатры. Жалоба хранилась в канцелярии Крокодилополя, тогдашней столицы Фаюма, и лет через десять, утратив актуальность, была продана мастерам похоронного дела из Дейр эль-Баната.
В те поры мумифицированных покойников хоронили в украшениях. Кто не хотел или не мог себе позволить положить в могилу настоящие драгоценности, тот заказывал муляжи из прессованного папируса. Жалоба стала материалом для погребального ожерелья, которым украсили мумию...
...и была найдена во время раскопок российскими археологами из Центра египтологических исследований РАН, трудившимися в некрополе Дейр эль-Банат в Фаюмском оазисе.
Сохранилась часть древнего манускрипта, написанного по-гречески: 2'200 лет назад это был государственный язык Египта, арабы захватили и заселили страну только через десять столетий. Судя по каллиграфическому почерку, документ изготовил профессиональный писец.
Папирус пропитался смолами и благовониями от мумии, поэтому для чтения текста потребовался титанический труд реставраторов с папирологами — и цифровой микроскоп, работающий в инфракрасном спектре.
Жалоба содержала душераздирающую историю. Девушка Филумена, жительница Фив на юге Египта, была очарована египетским северянином по имени Нумений. Он обещал на ней жениться и для этого позвал в Фаюм. Филумена приехала, захватив с собой всё своё приданое и сбережения. Нумений забрал у наивной южанки эти ценности, а саму девушку выгнал.
В жалобе Филумена не описывала романтическую сторону дела, но упирала на финансово-юридическую. Они тщательно перечислила браслеты, ожерелья и предметы дорогой одежды — и обратилась к царю Птолемею с просьбой: вернуть ей имущество или его стоимость, а Нумения примерно наказать.
Такая петиция о невыполнении брачным аферистом своих обязательств впервые попала в руки учёных. Неизвестно, была ли удовлетворена жалоба несчастной Филумены, зато известно, что мумии в Фаюмском оазисе начали хоронить в IV веке до н.э. и закончили только во времена уже Византийского Египта, в IV-VII веках нашей эры. Как же удалось так точно датировать папирус последней третью III века до н.э.?
Дело в том, что письмо царю обманутая невеста отправила на имя правителя Фаюма — стратега Аристомаха. А он занимал свой пост в 244−222 годах до н.э.
Давно.
И от России далеко...
...но последователи древнеегипетского Нумения продолжали обманывать последовательниц древнеегипетской Филумены и в наших суровых краях спустя многие века.
Километрах в ста к северу от Владивостока расположен Уссурийск. А ещё в ста километрах к северу на берегу озера Ханка стоит старинное село Камень-Рыболов. Сейчас это райцентр на границе с Китаем, но в былые времена там кипела жизнь.
Вот цитата из газеты "Владивосток" за 6 января 1885 года:
"Из Рыболова нам пишут о возмутительном поступке одного ловеласа, носящаго не русскую фамилию. Этот барин, облюбовав молодую девушку (дочь казака) Арину, отца последней уговорил отпустить ее к нему с тем, чтобы впоследствии жениться, в чем и выдал росписку *).
По прошествии двух месяцев барин отослал к отцу молодую казачку с объяснением, что она ему больше не нужна. Отец и дочь в горе. Пользуясь случаем проезда начальства, оскорбленные приезжают в Рыболов с целью подать жалобу. Но хитрый ловелас умел устранить грозящую опасность: он уговорил девушку, что сам с нетерпением ждет начальства и будет просить разрешения жениться, а потому ей нечего безпокоиться, и пусть она возвращается в деревню. Та еще раз поверила и уговорила отца вернуться домой. Начальство уже давным-давно проехало, а ловелас и не думал ни о чем ходатайствовать. Так девушка и осталась ни с чем! И после этого говорят, что в деревнях по Уссури царит развращенность! Кто же виноват, как не подобные ловеласы?..
*) Росписка доставлена в редакцию "Влд.", содержание ея следующее:
"Дана мною (имярек) в том, что с его доброй воли и согласия я взял дочь его Арину с тем, чтобы впоследствии на ней жениться. Срок для женитьбы установлен нами, по взаимному согласию, через год от сего 27 января 1882 г. (следует титулованная подпись)".
Это я к тому, что две аферы разделяют 2'000 лет и 10'000 километров, но люди всё те же. Охотников до чужого добра в любое время хватало...
...и хорошо ещё, если из оружия у них только ласковое слово, личное обаяние и умение сделать девушке хорошо.
Иначе совсем беда.