Если бы такой автомобиль появился сейчас, Рунет непременно назвал бы его «убийцей ГАЗели». ЗАЗ-2301 «Снага» была интересной машиной и многие россияне с удовольствием бы её купили. Что пошло не так?
Неплохое имя для коммерческого автомобиля, хотя сил у “Снаги” было поменьше, чем у “ГАЗели”. Они составили бы неплохую пару: горьковская машина имела грузоподъёмность 1,5 тонны, а запорожская 1 тонну.
Кстати, позднее, когда стало ясно, что “Снаги” покупатели не дождутся, ГАЗ разработал семейство “Соболь” - и это подтверждает, что 1-тонный формат был востребован.
Были у двух автомобилей и другие схожие черты – компоновка, внешность, легковой мотор. ГАЗ взял движок собственной разработки, 90-сильный агрегат от ГАЗ-31029 “Волга”, а ЗАЗ – 85-сильный УЗАМ 3317 от “Москвич-2141”. С ним “Снага” разгонялась до 120 км/ч, потребляя около 10,5 л бензина на 100 км.
Чуть опоздали
Украинские конструкторы работали над машиной совместно с инженерами автозавода в Словакии в Трнаве. Симпатичную кабину делали запорожцы, раму и ходовую – словаки.
Первый ходовой образец “Снаги” появился в 1995-м, существенно позднее ГАЗели, уже вставшей на конвейер годом раньше. В качестве испытания завод устроил автопробег по России, Казахстану, Узбекистану и Киргизии. Прототип доехал до Красноярска и благополучно вернулся домой.
ЗАЗ мечтал о том, чтобы разработать семейство автомобилей на одной платформе: бортовой “фермерский” грузовик, микроавтобус и цельнометаллический фургон, шасси для коммунальной техники и даже седельный тягач.
Увы, и для России, и для Украины, и для Словакии это было самое трудное время, когда советская плановая экономика уже перестала функционировать, а новая рыночная ещё не успела заработать как надо. У ЗАЗ, как и у многих других постсоветских предприятий, были серьёзные финансовые трудности. Завод успел выпустить три прототипа, после чего проект пришлось закрыть. Сохранился единственный экземпляр, сейчас находящийся в музее в Словакии.