Согласно информации из федеральных СМИ, сейчас на продажу в России выставлено уже около 200 моллов, при этом, как говорят аналитики, в стране может обанкротиться каждый второй торговый центр. Причин называют много: на судьбу ТЦ, по их словам, влияют его расположение, объем опустевших площадей и уровень профессионализма управляющей команды.
- Фактически сегодня каждый второй ТЦ под угрозой. Я исхожу из того, что в каждой локации есть как минимум два конкурирующих молла. Рано или поздно один из них возьмет лидирующие позиции и начнет перетягивать сначала трафик, потом арендаторов, потом прибыль, способствуя банкротству конкурента, - поделился Александр Перемятов, президент Magic Group, создатель универмагов российских дизайнеров Slava и Йармарка.
Однако мнения федеральных аналитиков расходятся с суждениями хабаровских экспертов. Дальневосточные бизнесмены считают, что в краевой столице все торговые центры находятся в более-менее безопасном положении, а трудности если кому и грозят, то только крупнейшему ТЦ в городе.
- Оттуда ушли иностранные сети - они не были основным источником дохода торгового центра, но являлись якорными арендаторами. Это, в свою очередь, позволяло привлечь поток покупателей в маленькие предприятия, и все эти точки в итоге приносили прибыль ТЦ. Поэтому если кому сейчас и будет тяжело, то только такому бизнесу, - объяснил Павел Янц, директор группы управляющих компаний
А вот с более маленькими торговыми центрами, по его наблюдениям, нет таких проблем. Если и появляются трудности со сдачей площадей в аренду, то в основном это точечные ситуации, а не массовое явление.
- Обычно сложности возникают с помещениями размером в 500 «квадратов» - для них нелегко найти крупных арендаторов, потому что у тех куча проблем сейчас и с логистикой, и с замещением товара. Им нет смысла открывать новые точки. А так, по моему мнению, быть такого не может, чтобы торговые центры готовились к банкротству, - резюмировал эксперт.
Напомним, во многих крупных городах России наблюдается тенденция по снижению ставок в торговых центрах и в помещениях на первых этажах центральных улиц - в основном это связывают с оттоком арендаторов. Однако в Хабаровске ситуация обстоит совершенно иначе. Как выяснилось, перед Новым годом площади в ТЦ и стрит-ретейле, наоборот, востребованы у предпринимателей.
Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru