Найти в Дзене

Как защитить свои права в магазине при отказе продавать вам товар по цене указанной на прилавке?

Оглавление

Все мы сталкиваемся с ситуацией, когда берём товар с прилавка по одной цене, а на кассе нам его пробивают в большинстве случаев по завышенной. В ответ от кассира слышим, что они не успели поменять ценник и большинство покупателей, молча, соглашается с фактом нарушения прав потребителей.

Необходимо разобраться в терминологии.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» устанавливает два важных определения:

  • «потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
  • «продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи».

И зачем нам его знать?

Часть 1статьи 435 Гражданского кодекса России устанавливает следующее:

«1. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.

Оферта должна содержать существенные условия договора».

-2

Иными словами, в магазинах именно ценник является публичной офертой, и продавец обязан продать покупателю товар по цене, которая в этой оферте указана.

Что такое публичный договор?

В соответствии с частью 1 статьи 426 Гражданского кодекса России:

-3

«Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами».

Простым языком, размещая информацию на бумаге, учреждение приглашает всех, кто откликнется, заключить публичный договор на указанных условиях. То есть купить товар по указанной цене. Менять эти условия как вздумается продавцу запрещено законом, ведь вы отреагировали именно на это конкретное предложение.

Почему это нарушение прав потребителей?

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре обеспечивающую возможность его правильного выбора, а именно:

  1. цена в рублях,
  2. вес/объём,
  3. наименование товара.

Что делать если продавец отказывается пробивать товар по цене, которая указана на прилавке?

-4
  1. Сфотографируйте ценник, который установлен на прилавке. Это нужно сделать для того, чтобы другие работники магазина не заменили его на другой пока Вы будете разбираться на кассе.
  2. Необходимо обратиться к администратору магазина и заявить о нарушении Ваших прав.
  3. Если Ваша просьба о продаже товара по цене с прилавка игнорируется, следует потребовать предоставить Вам книгу отзывов и предложений.
  4. Произвести чёткую и подробную запись о случившемся факте нарушения прав потребителя. Указать дату и время, наименование товара, его стоимость на прилавке и стоимость, по которой он указан в товарном чеке. Обязательно запишите свои контактные данные.
  5. В случае дальнейшего игнорирования, необходимо обращаться в территориальный орган Роспотребнадзора с письменным заявлением или заполнить веб-форму на сайте Управления Роспотребнадзора, приложив к нему ответ магазина на жалобу (при наличии), фотографию ценника и чека.
-5

В любом случае, всем, кто столкнулся с нарушением своих прав потребителя, советуем не оставлять это без последствий. Указанное нарушение является основанием для привлечения продавца к административной ответственности.

Какие решения выносят суды по данной категории дел?

-6

Так, в Бердский городской суд Новосибирской области обратился гражданин с иском к ООО «Автозапчасти Сибири». Потребитель заказал и оплатил в интернет-магазине тормозные диски за 4715 руб. Через два дня магазин отменил заказ из-за отсутствия товара и вернул деньги на счет покупателя в личном кабинете. На самом деле тормозные диски в продаже были, но уже дороже.

Суд не согласился с тем, что покупатель должен приобретать товар по более высокой цене и обязал ООО «Автозапчасти Сибири» передать истцу тормозные диски стоимостью 4715 руб. и взыскал с ООО «Автозапчасти Сибири» в пользу истца неустойку в размере 3500,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 500,00 руб., штраф в размере 2000,00 руб.

Таким образом, необходимо отстаивать свои права, гарантированные действующим законодательством. Игнорирование Вами фактов нарушения Закона «О защите прав потребителей» порождает попустительское отношение к покупателям со стороны продавца.

С уважением, автор статьи, юрист Розатос Михаил Михайович.