Все, мало-мальски знакомые с мировой историей, наверное, слышали легенду, что Дантон, когда его в 1794-м везли на казнь мимо дома, где жил в это время Максимилиан Робеспьер, громко выкрикнул: «Робеспьер! Ты последуешь за мной!». И действительно, Робеспьеру в тот момент оставалось жить менее 4 месяцев. Но в советской истории тоже были случаи подобных предсказаний, хотя и не столь роковых, и даже известен не один такой пример.
Георгий Жуков (1896—1974). Отправлен в отставку с поста министра обороны в октябре 1957
1. Дмитрий Шепилов и маршал Жуков.
В июне 1957 года на пленуме ЦК происходил разгром так называемой «антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова», как её официально называли. Главным силовым мотором, который позволил Никите Хрущёву и его сторонникам взять верх в этой борьбе, был министр обороны СССР маршал Жуков. И вот в решающий день «примкнувший к ним» секретарь ЦК Дмитрий Шепилов сказал маршалу:
— Георгий Константинович, имей в виду: следующим будешь ты!
— Как знать! — многозначительно отвечал тот.
Но не прошло и ста дней, как в октябре того же года всё так и получилось: Жукова обвинили в бонапартизме и культе собственной личности. И сняли со всех постов. Причём, судя по всему, он до последнего дня ничего не подозревал...
2. Никита Хрущёв и Александр Шелепин. В октябре 1964 года, в момент отставки Никиты Хрущёва, эта сценка повторилась с новыми действующими лицами.
Никита Хрущёв (1894—1971). Отправлен в отставку с поста Первого секретаря ЦК в октябре 1964
Уже закончился Октябрьский пленум ЦК, который одобрил отставку Никиты Сергеевича и избрал нового Первого секретаря — Леонида Брежнева. Довольно значительную роль в этом перевороте сыграли участники так называемого «молодёжного клана» в ЦК, который возглавлял Александр Шелепин по прозвищу «Железный Шурик». После завершения пленума члены Президиума ЦК, в том числе и уходящий на пенсию Хрущёв, прошли в предназначенную для них комнату. Там Хрущёв за руку попрощался с каждым из коллег. И, как вспоминал Шелепин: «Все стояли. Никита Сергеевич подходил к каждому, пожимал руку... Подойдя ко мне, он произнёс: «Поверьте, что с вами они поступят ещё хуже, чем со мной». Эти его пророческие слова сбылись...»
Александр Шелепин (1918—1994). Понижен в должности с поста секретаря ЦК в 1967-м, выведен из Политбюро в 1975-м
3. Владимир Семичастный и Николай Подгорный.
И действительно, уже весной-летом 1967 года «молодёжный клан» в ЦК подвергся разгрому. Сторонников Шелепина, как и его самого, понизили в должностях, некоторых отправили послами (в Австралию, Канаду, Данию, Верхнюю Вольту...) Сам он просидел в Политбюро до 1975 года, но уже лишённый прежнего влияния. А один из его соратников, председатель КГБ Владимир Семичастный, уходя с этого поста, с досадой бросил сторонникам Брежнева Подгорному и Шелесту: «Брежнев выставит вас ещё почище, чем меня». И действительно, так всё и вышло, хотя далеко не сразу, а лишь спустя годы...
Николай Подгорный (1903—1983). Отправлен в отставку с поста Председателя Президиума Верховного Совета СССР в июне 1977 года
Интересно, почему же эта прозорливость приходит к людям лишь в момент отставки, так что они вдруг начинают ясно и зорко видеть будущее других, хотя ещё совсем недавно в упор не замечали своего собственного? Вопрос, конечно, отчасти риторический... Но полагаю, что переживаемый шок от падения способствует прояснению зрения: привычная шелуха слов слетает, и они вдруг замечают, какой реальный объём власти находится в руках у разных из окружающих их людей. И трезво оценивают, у кого из них власти оказалось слишком много, так что он, по этой причине, становится следующей мишенью... Однако работает «проклятие Кассандры»: передать это ясное видение другим никогда не удаётся. Никому из перечисленных выше, услышавших предсказание своей судьбы, оно не пошло впрок, начиная ещё с Робеспьера... :)
Робеспьер. Гипсовая маска