(на тему психологии и самоанализа).
Мария Дмитриевна пила свой утренний кофе в рабочем кабинете. И совершила очень необдуманный поступок: заглянула в социальную сеть, которую она обычно использовала для просмотра фильмов и прослушивания музыки, но тут зачем-то открыла новостную ленту, и сразу же на нее посыпались важные новости.
У одного из знакомых сын выиграл международный шахматный турнир и не один, в сеть были выложены все дипломы, а так же семейное путешествие по Швейцарии, по турнирам и обращение к сыну через интернет, мол так держать, сынок.
Дальше были менее значительные достижения детей знакомых: в танцах, в поэтических конкурсах, на детских утренниках. Новостная лента предлагала ей посмотреть на семейные фотосессии с детьми и без детей замужних дам, одиночные фотосессии незамужних дам. Постановочные фото при "Полном параде" производили особенно тяжёлое впечатление, почему- то.
Фотографии из путешествий, с экскурсий, сопровождаемые различными восторгами, фото с каких- то семинаров, дипломов, так же хотелось пролистать побыстрее.
В ленте к тому же вываливалось какое- то неимоверное количество отфильтрованных селфи от разных персон: оцените прическу, наряд, моего нового (пса/кота/ бойфренда/ машину/квартиру).
Вроде бы нормальное утро, но Мария Дмитриевна четко ощутила - нарастает раздражение.
Понятно, что социальные сети так и склоняют к демонстрации нарциссических черт личности, все хотят чем- то похвастаться, да может и не хотят, но просто на своей странице для красоты выкладывают. Марию Дмитриевну беспокоило другое: раньше это ее никак не задевало, она до этого момента и не замечала подобного.
-Стоп, стоп, - подумала она. - Это ещё откуда у меня такие эмоции?
Как психиатр она знала отлично,что если пошли отрицательные ощущения, их сразу надо регистрировать (то есть зафиксировать, что эмоция такая появилась), и дальше уже разбираться и анализировать. Тогда негатив прекращает разрастаться. И вообще, как только назовешь эмоцию своим именем (я злюсь, я горюю) - она сразу ослабевает, будто ты поймала ее за хвост, и теперь не она на тебя влияет, а ты можешь на нее влиять.
У психиатра было как раз 15 свободных минут, которые она решила посвятить самоанализу. "Сапожник без сапог" - это, конечно, известная всем поговорка, но если ты сам себе помочь не можешь, то такой ты значит специалист...
Она села, сосредоточилась. Почему- то вспомнился недавний разговор в гостях у брата:
-------------------
Ничто не предвещало плохого, когда на мирно сидящую на кухне у брата тетю Машу было совершено внезапное нападение племянницы.
- Я хочу тебя спросить, вот ты счастлива?
- Я? - вздрогнула Мария Дмитриевна.
- Да, ты.
- Я не знаю.
- Это неправда. Ты знаешь. Когда человек счастлив, он всегда это понимает. Вернее он не понимает, а чувствует это. И когда несчастен - тоже. Чувствует, но не хочет этого признавать.
- И тогда говорит "Я не знаю"?
- Думаю, да.
- Хорошо, допустим, но раз ты говоришь, что счастье - это чувство, то как можно всегда чувствовать одно и то же? Сегодня ты почувствовала так, завтра так. Меняется настроение, ощущение... Если ты все время счастлива - то это состояние постоянной эйфории, что тоже может быть тревожным звоночком.
- Ну ты же можешь понять преимущественно ты счастлива или нет? - настаивала на своем девочка.
Мария Дмитриевна при всем своем жизненном опыте и образовании психиатра не нашлась, что ответить восьмилетней племяннице. То, что она знала наверняка - посвящать маленькую девочку в сложности взрослого мира и тонкости эмоциональных состояний у одиноких женщин - это то, чего точно делать не следует.
- Скажем так, я в порядке.
- Что это означает?
- Это означает нормальное спокойное и очень ровное состояние.
- Но как я это запишу в своей анкете -опроснике? У меня тут всего два варианта: счастлива и несчастлива?
- А ты третий вариант напиши и назови: другое.
- Мне кажется, что так неправильно. Надо точно.
- Милая, это ведь не математика. Тебе ведь нравится именно розовый цвет?
- Да.
- А если бы тебя заставили выбирать только из двух цветов: или красный или белый? Ты бы что выбрала?
- Ну мне нравится розовый.
- Ну вот и про меня напиши, "Другое".
- Ладно. - Девочка ускакала вприпрыжку в свою комнату, а на кухню зашел брат Миша.
Мария Дмитриевна тогда выдохнула с облегчением.
-------
А сейчас вот опять напряглась. Потому что, как психиатр она знала, что если человека что- то начинает раздражать в других (а проще говоря злить), то это уже далеко не ровное состояние. То, что злит - наблюдаемый недостаток, свойство другого человека, с которыми тот, кто это видит, внутренне борется и отрицательным считает у себя, тщеславие, например, или лень. И злит то, что другие с этим совсем не борются, а может даже наслаждаются. Именно это и начинает злить на подсознательном уровне, возмущать. Несправедливо потому что в глазах смотрящего.
Или раздражать ещё может то, что человек сам бы может быть хотел, часто даже и подсознательно, не отдавая себе в этом отчёта, но не позволяет себе по любым причинам (моральным, материальным, из-за нехватки времени, может из-за страха и.т.п).
В любом случае выходило, что в жизни Марии Дмитриевны что- то объективно нужно было менять.
Она взяла бумагу и карандаш, немного подумала и написала.
Я хочу:
1) Отпуск на море.
2) В парикмахерскую и на маникюр (и на педикюр тоже).
3) Обновить гардероб.
4) Съездить на интересную конференцию или курсы повышения квалификации. Лучше если за город куда- нибудь.
5) Попросить Мишу с кем- нибудь познакомить интересным.
Посмотрела на свой список. Немного стало полегче, раздражение отпустило.
- Ну а теперь на все это заработать надо, - подумала она.
В дверь кабинета как раз постучали..
Про психиатра Марию Дмитриевну и ее брата Мишу ещё тут.
И тут