Найти тему
РГАФД

85-летие композитора Эдуарда Артемьева

📅 Звуковой календарь 30/11/2022

Сегодня - 85-летие композитора Эдуарда Николаевича Артемьева. Его музыка хорошо знакома ценителям фильмов Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского. Помимо киномузыки, Артемьев создавал и создает симфонические и хоровые произведения, вокальные циклы, инструментальные концерты. Он - один из первых советских композиторов, активно использовавших синтезаторы в своем творчестве, и в этом отношении Артемьева можно назвать значимой фигурой в истории советской электронной музыки.

Мы поздравляем Эдуарда Николаевича Артемьева с юбилеем и желаем ему крепкого здоровья, вдохновения и творческих успехов!

Эдуард Артемьев родился и провел первые годы в Новосибирске, а с семи лет жил в Москве у дяди, который был дирижером и преподавал в Московской консерватории. Благодаря ему с ранних лет Эдуард полюбил музыку, слушал Скрябина, Стравинского, Дебюсси, Пуччини. Музыкальное образование он начал с Московского хорового училища им. А. В. Свешникова, затем учился на теоретико-композиторском факультете Московской консерватории и окончил его в 1960 г.

В этом же году Эдуард Артемьев прикоснулся к миру электронной музыки. В составе группы молодых композиторов он экспериментировал с первым в мире фотоэлектронным синтезатором АНС, и в 1961–1963 г. многому научился, занимаясь в лаборатории исследования звука вместе с изобретателем этого синтезатора Евгением Мурзиным. В 1966 г. он продолжил работу в новой студии электронной музыки в Москве, открытой Мурзиным при содействии Дмитрия Шостаковича.

В 1960-е гг. Артемьев много работал с крупными музыкальными формами. Его дипломной работой была оратория «Я убит подо Ржевом» на стихи А. Твардовского, за ней последовали симфоническая сюита «Хороводы», сюита для женского хора и оркестра «Лубки», концерт для альта и другие произведения. Одновременно Артемьев осваивал АНС и создавал произведения, исследующие и демонстрирующие возможности уникального инструмента: «В космосе», «Звездный ноктюрн», «Этюд» и «Соноры» — первая его крупная электронная композиция, представленная на нескольких фестивалях электронной музыки в разных странах. Уже в ней Артемьев реализовал подход к тембрам («сонорам») как самостоятельным инструментам, выражающим движение звука в пространстве. Он развил эту идею в другой своей крупной электронной композиции «12 взглядов на мир звука: Вариации на один тембр» 1969 г.

Работать с кино Артемьев начал после окончания консерватории, а со второй половины 1960-х гг. сотрудничал с кинематографистами на регулярной основе. Электронная музыка только начинала свой путь в массовой культуре, и звучание электронных инструментов ассоциировалось с будущим, неизведанным. Эдуард Артемьев стал первым композитором, активно использующим электронное звучание в кинофильмах (не отказываясь, впрочем, от традиционных инструментов), и его привлекали к работе над документальными, художественными и научно-фантастическими кинокартинами, к оформлению выставок, посвященных электронике и освоению космоса. Среди известных режиссеров, с которыми сотрудничал Артемьев, были Андрей Тарковский (фильмы «Солярис», «Зеркало», «Сталкер»), Никита Михалков («Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Несколько дней из жизни Обломова», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и др.), Андрей Кончаловский («Сибириада»). Особенным получилось сотрудничество Эдуарда Артемьева с Тарковским. По словам композитора, Тарковский не диктовал ему, какой должна быть музыка, а лишь направлял его своими ассоциациями, образами и состоянием, которое, по его мысли, должна была у зрителя вызвать сцена. Этот подход давал большую свободу для творческих экспериментов и позволял органичнее связать аудиальную и визуальную составляющие кинокартины. То, что делал Артемьев в кино, можно назвать не только композиторской деятельностью, но и звуковым дизайном, формированием звуковой среды фильма. На сегодняшний день он как кинокомпозитор поучаствовал в работе над более чем 200 фильмов и сериалов.

Среди других работ Эдуарда Николаевича можно отметить произведения 1970-1980-х гг., когда он экспериментировал с возможностями рок-музыки: кантата «Ритуал» (в поздних редакциях «Ода доброму вестнику») для хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, симфония «Семь врат в мир Сатори», симфония «Пилигримы». Интерес к рок-музыке реализовывался и в следующих произведениях Артемьева. В 2016 г. состоялась премьера его рок-оперы «Преступление и наказание» по роману Ф. М. Достоевского на либретто Андрея Кончаловского и Юрия Ряшенцева. В России и за рубежом изданы десятки сборников киномузыки, написанной Артемьевым, и его отдельных произведений.

Наряду с синтезатором АНС, Эдуард Артемьев много работал с английским синтезатором Синти-100, сконструированным инженером русского происхождения Петром Зиновьевым. Этот крупный инструмент был приобретен и установлен на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия». Эдуард Николаевич использовал Синти-100, например, в работе над фильмами «Сталкер», «Сибириада», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

Послушайте фрагмент пьесы Эдуарда Артемьева и Юрия Богданова «Движение», раскрывающей возможности этого удивительного инструмента (запись 1980 г.):

🔈 http://ргафд.рф/callendar/30-11-2022

#артемьев #эдуардартемьев #композитор #синтезатор #юрийбогданов #богданов #движение #кино #звуковойкалендарь #ргафд

-2
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.