Найти в Дзене
Analyticalight

Дистанционная медицина или телемедицина в России

В последнее время мы все больше встречаемся с дистанционными услугами. Тенденция усилилась в эпоху Ковида. Решил немного разобраться, что с этой нишей российского рынка медуслуг будет дальше. Делюсь своими выводами и информацией, которую удалось найти.

Состояние и перспективы MedTech (телемедицины) в России

С одной стороны, российский MedTech заметно отстает от западного. Так, привычные в США и Европе облачные сервисы для удаленного мониторинга разных показателей здоровья начали у нас набирать популярность только в 2020-2021 годах. Тогда этот рынок был далек от насыщения — и остается таким до сих пор.

По оценкам Фонда Московского международного медицинского кластера, объем мирового рынка MedTech к 2025 году составит $175 млрд.

В России цифры намного скромнее - не менее 96 млрд рублей к 2025 году (~ $1.6 млрд.), или примерно 1,7 % от мирового рынка. Учитывая санкции 2022 года, темпы роста индустрии в стране могут замедлиться.

Рынок телемедицины включает в себя IT-решения и сервисы для удаленных аудио- и видеоконсультаций между врачом и пациентом, сервисы записи к врачу, телемониторинг, телеконсилиумы.

Решения из сферы телемедицины также решают такие задачи, как: снижение затрат на повторные визиты к врачу, мониторинг пациентов с хроническими болезнями, проведение дистанционных хирургических операций, срочная помощь при чрезвычайных ситуациях.

IT-стартапы в этом сегменте разрабатывают приложения для удаленных консультаций; автоматизируют оплату услуг, хранение электронных документов и анализов; помогают получить налоговые вычеты за лечение.

А теперь давайте взглянем на развитие рынка телемедицины в России за последние годы.

По данным BusinesStat, в 2017-2019 гг объем рынка медицинских телеконсультаций в стране вырос почти в 6 раз и достиг 1,07 млн приемов. Рынок рос в результате легализации телемедицины и взрывного развития соответствующих сервисов. После принятия закона о телемедицине повысилась инвестиционная активность: усилились венчурные инвестиции, происходили сделки слияний-поглощений. Существующие сервисы расширяли свой функционал и базы клиник-партнеров, появлялись новые модели бизнеса, например, пакетные предложения для бизнеса.

В 2020 г рост обращений к врачам телемедицины продолжился: было зафиксировано в 4 раза больше консультаций, чем в 2019 г (4,51 млн). Это было связано с карантинными ограничениями во время пандемии.

В 2021 г прирост на рынке составил всего 9,7%, до 4,95 млн телеконсультаций. Ковид-ограничения на посещения клиник были ослаблены - и рост показателя замедлился.

В 2022 году, по моему мнению, роста ждать не стоит совсем: из-за санкций, падения доходов населения, релокации многих специалистов. В лучшем случае, число телеконсультаций составит примерно 5 млн.

Инвестиции

-2

По данным Webiomed, в период 2020–2021 годов частные и государственные инвесторы на российском рынке MedTech вкладывались в телемедицину, сервисы для онлайн-записи на приемы, системы страхования и анализа медицинской информации на основе ИИ, решения в области цифровой диагностики и другие цифровые продукты.

Основные игроки

Основные игроки на российском рынке MedTech и их выручка за 1 и 2 кв. 2022 года.
Основные игроки на российском рынке MedTech и их выручка за 1 и 2 кв. 2022 года.

Лидером российского рынка MedTech остается компания «СберЗдоровье», заработавшая во II квартале 2022 года около ₽1,45 млрд. Выручка компании выросла за квартал на 33,03%, а за год — на 131,26%. По заявлению представителя «СберЗдоровья» Сергея Тихонова, это связано с увеличением числа онлайн-консультаций и записей на очный прием к врачу онлайн.

Вторую строчку заняла «Доктис», предоставляющая онлайн-консультации с врачами, с квартальной выручкой ₽594,5 млн.

BestDoctor заняла третью строчку, компания разрабатывает страховые продукты для физлиц и бизнеса. Заработав ₽565,9 млн во II квартале, BestDoctor выросла за год на 24,93%.

К сожалению, пока телемедицина в России разрешена с большим количеством оговорок. Например, врачи не могут ставить диагнозы пациентам онлайн и выписывать рецепты на лекарства — для этого человеку нужно прийти на прием лично.

С технической точки зрения тоже существует нюанс: решить проблему пользователя в самом цифровом продукте полностью не удастся. Сфера медицины неотделима от личного взаимодействия со специалистом, поэтому цифровой сервис должен объединять онлайн- и офлайн-опыт. Таким образом результаты всех телемедицинских консультаций и личных приемов должны быть синхронизированы в единой базе, чтобы специалист мог в любой момент получить к ним доступ.

Плюсы и минусы

Приехав в Газипашу, я познакомился с врачом, который работает именно дистанционно. Имея большой опыт, человек проводит прием пациентов за тысячи километров. Считаю это одним из основных плюсов. В условиях затрудненного доступа к высококвалифицированным врачам (например, при причине серьезной удаленности от клиники или нетрудоспособности) пациент может обратиться к хорошему доктору только дистанционно. И сможет получить первоклассную консультацию и точную постановку диагноза.

Второй плюс - это отсутствие давления со стороны больницы/руководства, которое, например, может просить назначать "лоббируемые" лекарства. Жизни они не навредят, а вот кошельку могут.

Третий плюс. Работая удалённо, врач выступает в роли водителя "Яндекс такси" или Uber, кому что ближе. В онлайн находится несколько врачей, и чтобы заработать, они должны быстро принять заказ, чётко и качественно отработать ситуацию пациента для получения хорошего отзыва. Врачи испытывают конкуренцию между собой, что влияет на качество и стоимость услуг. Репутация в медицинском сообществе дорого стоит.

Четвёртый плюс. Телемедицина позволяет пациентам услышать "второе мнение" врача, не выходя из дома.

Первый минус состоит в том, что дистанционно невозможно обратиться к врачу узкой специализации, например, кардиологу, офтальмологу и др., где важен тактильный контакт с пациентом.

Второй минус: как и любые другие онлайн- системы, предусматривающие хранение личных данных, , телемединские системы подвержены хакерским атакам.

Еще один возможный минус - это вероятность нарваться на не очень опытного специалиста. Поэтому, как вариант, стоит разрешать проводить дистанционные приёмы пациентов только врачам с большим опытом очной работы с пациентом от 10-15 лет стажа.