Найти тему

КИНО в АРХИТЕКТУРЕ

Мы часто можем сказать: “Прямо как в кино!” Вот интересно, что первее: наши действия, которые были замечены режиссерами и принесены в кино, или режиссерские задумки, которые так понравились народу, что он унёс их в повседневность? Согласен - большой соблазн категорично сказать, что режиссер всегда находит явление в жизни и выносит на экран. Но есть парочка примеров, где всё-таки было наоборот.

Когда гуляешь по Москве рядом со сталинскими высотками, огромными жилыми массивами так и слышишь голос этой “тоталитарной архитектуры”. Однако это выдуманный голос… Дело в том, что никакой “тоталитарной архитектуры” нет, а антиутопический образ несвободных городов на самом деле списан кинематографистами с городов-символов свободы.

Итак, давайте согласимся, что в фильмах антиутопиях не свободность общества подчеркивается архитектурой. Например, Капитой в Сойке пересмешнице. Монументальная архитектура кажется вечной на контрасте с маленькими людьми.

Сойка Пересмешница
Сойка Пересмешница

А вот кадр из более старого фильма 1984. Снова можно легко почувствовать настроение, заданное композицией и архитектурой. (Кстати говоря, ракус ведь совершенно привычный - такие здания всегда смотрят на нас  сверху вниз).

1984
1984

Конечно данные фильмы и многие другие снимали уже натуральных декорациях, когда люди каждый день могли видеть эти здания и чувствовать от них давление. Но дело обретает новый поворот, когда мы обращаемся к первому подобному фильму. Метрополис (1927 года) -  Город с разделением классов, с остропикой Вавилонской башней сверху и катакомбами внизу. Вот посмотрите на городские пейзажи Метрополиса. Вот этот фильм первым визуализировал представление о тоталитарном городе с тоталитарной архитектурой. Иронично, что прообразом для этого города стал город демократии - Нью Йорк.

Метрополис
Метрополис
Метрополис
Метрополис

В 1871 году происходит большой пожар в Чикаго, в котором погибает старая застройка исторического центра города. Нужно строить с нуля. В результате всех споров, проектов, предложений американцы приступают к строительству зданий на металлическом каркасе, что позволяет здания делать высокими и быстровозводимыми. Формирует новый архитектурный язык, который проникает и в Европу в начале 20 века. И язык этот называется Ар Деко. (Он живет параллельно с архитектурой авангарда, и в отличии от него имеет декорирование). Здания в стиле Ар деко появляются по всей Европе: и западной, и восточной. Та самая, так называемая тоталитарная архитектура, пришедшая с берегов свободного запада.

Ар деко - это сталинские высотки, это библиотека имени Ленина, это здание ГосДумы. Ар деко - это стиль упорядоченности, сдержанных украшений и новых инженерных подходов. Ар деко - это стиль заложник со стереотипным ярлыком “тоталитарный”. Однако тоталитарным может быть только режим (или взгляд).