Найти тему
Юрий Сидоревич

Гелевые аккумуляторы. Свойства и характеристики.

Оглавление

Недавно встретил знакомого, который направлялся на почту, чтобы забрать купленный им в интернет-магазине гелевый аккумулятор к своему «бесперебойнику» для ПК. Он мне начал объяснять, насколько это лучший источник хранения энергии, по сравнению с обычными кислотными батареями. У меня сразу возникла мысль поставить такую «цацку» в свою машину.

Хундай Пони
Хундай Пони

Нельзя сказать, что у него проблемы с электроэнергией, живя в квартире нового дома в районном городе. Но, он любитель экспериментировать и когда начал мне рассказывать о проблемах, связанных с эксплуатацией кислотного АКБ (у него аккумуляторчик 7 А×ч) для бесперебойного блока питания компьютера, то я понял, что это проблемы моего автомобильного аккумулятора (ёмкостью 70 А×ч), которому чуть более года. Не смотря на это мой АКБ уже начал «выделываться» – снижается напряжение на его клеммах после долгой работы авто и зарядки его через генератор.

Но, ознакомившись в интернете с ценами гелевых аккумуляторов, подходящих по ёмкости для автомобиля, пыл его покупать у меня сразу остыл. И не только из-за цены - в автомобиль они не подходят, у них даже клеммы отличительные, чтобы кто не установил такой АКБ в свою таратайку.

Классификация кислотных аккумуляторов

Чтобы не путаться, сразу хочется отметить, что есть 3 основные класса аккумуляторных батарей. Их различают по технологиям заполнения пространства между пластинами:

· EFB — решётка, заливается электролитом (классический вариант);

· AGM — заполнено стекловолокном и электролитом;

· GEL — гелеобразный электролит.

Виды аккумуляторов
Виды аккумуляторов

Стоит знать: Гелевые аккумуляторы не предназначены дляустановки в автомобиль в качестве пускового источника энергии.

Преимущества и недостатки GEL-аккумуляторов по сравнению с EFB.

Название гелевых, аккумуляторам о которых идёт речь, привнёс не якобы используемый гелий, а гель. Он как раз и является электролитом, находясь в сгущенном состоянии. Достигается это добавлением диоксида кремния к раствору серной кислоты. В таком состоянии густой электролит хорошо удерживается. Тряска, вибрации и большой ток не вспенивают его, а значит и свойства сохраняются хорошо. Это и есть его основное достоинство, все остальные свойства и характеристики исходят от применения густого электролита – геля.

В сравнении с EFB, гелевые позиционируют по основным свойствам (см. в таблице).

Таблица свойств разных АКБ
Таблица свойств разных АКБ

Также достоинством является отсутствие надобности в обслуживании. Впрочем, и обычные аккумуляторы многие не обслуживаются. Если ёмкость снизилась, то можно в любой аккумулятор EFB, AGM или даже GEL добавить дисциплинированной воды, загнав её шприцом по 2 «куба» на банку. Воду можно купить в аптеке, в ампулах. Заправлять – через резиновые заглушки, которые обычно имеются.

Высокая требовательность к току заряда и максимальному напряжению считается недостатком. Мне вот интересно, кто когда учил заряжать свинцовые батареи, током, превышающим установленное значение? То же самое с напряжением. Разве зря пишут на некоторых моделях 13.8 ± 0.15 В? Однако многие автолюбители ставят на зарядных устройствах напряжение 14 – 16В, а то и 19В. Конечно это вредно, естественно сказывается на эксплуатации, но к этому относятся снисходительно.

Зарядка аккумулятора
Зарядка аккумулятора

Но, вот когда аккумулятор будет стоить по цене «бэушного» двигателя или даже добитого авто, то тогда начинают думать о параметрах его номинальной зарядки. Вообще, правильной эксплуатации. Тем более, что геливые источники хранения заряда на самом деле очень критичны к перенапряжению. На некоторых моделях даже ставят специальные предохранители, срабатывающие при повышенных значениях разности потенциалов на выходных клеммах.

Впрочем, такое положение действительно может быть значимо, если зарядное оборудование автомобиля никудышное. А в каком авто нормальное? Может быть поэтому производители не рекомендуют применять их на транспорте в качестве пусковых АКБ. Также, если дополнительный блок зарядки не имеет строгую защиту от перенапряжения, то ими GEL-аппараты заряжать нельзя.

Судя по отзывам потребителей GEL-аккумуляторы позиционируют как тяговые источники накопления энергии. Значит возможно использование их заряда в качестве "мускул" электровелосипеда.

Электровелосипед и гелевый аккумулятор
Электровелосипед и гелевый аккумулятор

Если сравнивать с литиевыми, то они дешевле. Летом надо будет попробовать.